zalgalina (zalgalina) wrote,
zalgalina
zalgalina

Category:

Бучач. Пинзель и Ангелы Покровской церкви.



Ах, как же мне понравился этот Ангел! Он сидел на самом краешке алтарной колонны почти под самым сводом церкви. Его глаза были  прикрыты. Чувствовалось, что он весь внутри себя. Пальцы на его изящных ручках, отбитые временем, жили, - он пытался ими дирижировать той музыкой, которую мне не дано было услышать.
У него был соглядатель. И эта фигура, стоящая сзади Ангела, усиливала ту очередную загадку, которую оставил нам Мастер.

Начало 1. ЗДЕСЬ, 2.ЗДЕСЬ и 3.ЗДЕСЬ.

Слева, на краю другой алтарной колонны, сидел еще один Ангел. Он был так же прекрасен и не был в тени, - его можно было рассмотреть получше. Глядя на это нежное ангельское лицо, на изящно-женственный изгиб его тела, на крыло, которое повторяло движение  руки, мне всё время казалось, что вот-вот, и я услышу эту небесную музыку.
За Ангелом, в лучах источника света, который представлял из себя витраж, парили в воздухе пухленькие путти.



А сверху, за всем этим сиянием, облаками, путти, Ангелами и всеми нами, наблюдал Главный Дирижер и Создатель Мира сего видимого и невидимого...




Борис Возницкий - самый большой авторитет и исследователь творчества Иоанна Георга Пинзеля, назвал Покровскую церковь в Бучаче  экспериментальной мастерской Мастера. Он писал, что во второй половине 1740-х годов  Пинзель выполнил по заказу Потоцкого два боковые алтаря, амвон и рельефы на антипендиях, т.е. атрибутах главного  церковного алтаря.
Их мы и рассмотрим.
Но сперва полюбуемся общим видом внутренного церковного убранства.
Как  видим, церковь очень небольшая, но чрезвычайно уютная.  Икон практически нет, но достаточное количество скульптур. Вместо иконостаса - невысокая перегородка с красивыми резными Царскими вратами. Обращаем внимание на правый и левый рельефы - так называемые, диаконские ворота. Это копии работ Пинзеля. А оригиналы находятся на боковых стенках за перегородкой. Их немного видно.


DSC_2008a

Диаконские ворота "Благая весть" и "Ангел хранитель" были выполнены  Иоанном Георгом Пинзелем. Совсем недавно они демонстрировались в Лувре. И вы их сейчас видите. Эксклюзив!!!
После последнего ремонта церкви рельефы были забраны в Тернопольский областной художественный музей. И не только они!  На возмущения местных жителей отреагировал Виктор Ющенко, и по его устному распоряжению рельефы вернули в церковь.
Читала, что когда встал вопрос о показе их в Лувре, опять была небольшая "драчка". Но соглашение было достигнуто. И вот, побывав в Париже, рельефы вновь заняли своё место в Бучаче.
Даже не могу себе представить, во сколько миллионов сейчас оцениваются эти деревянные рельефы.


antiped

Пинзелем были выполнены боковые алтари.
Алтарь Св.Николая. Когда-то здесь стояли скульптуры, выполненные Пинзелем, - аллегории Мужества и Веры. Мы их не видим. Они находятся в Тернопольском художественном музее.


DSC_1978

А вот Ангелы Пинзеля остались. Но рассмотреть их как следует достаточно сложно.

DSC_1989

На противоположной стороне также алтарь, оформленный Пинзелем. Там стояли его скульптуры Св. Товии и неизвестной святой. Они также в Тернопольском музее.
Но Ангелы - Пинзеля.


DSC_1990

Оформление амвона, то есть места , откуда произносятся проповеди также принадлежит Пинзелю.
Наверху скульптура - Добрый пастырь. И очень интересный рельеф.


DSC_1986

Сперва, как его увидела - не смогла понять, что к чему. Ведь ничего божественного нет. Потом сообразила - изображен страшный волк и несчастные овечки, которые его очень бояться.
Мораль ясна: только добрый пастырь спасет любое овечье стадо от злых волков...


DSC_1983a

Ну и, наконец, - Главный алтарь. Он необычен и прекрасен.



Скульптуры Св.Иоанна, Св.Иоакима и Св.Анны были выполнены учениками Пинзеля. Скульптурам очень не повезло. Когда-то, уже в наше время, ожидался приезд в Бучач Папы Римского. И было решено скульптуры обновить - все их покрыли толстенным слоем белой масляной краски. Да так постарались, что теперь определить первозданный их вид, совершенно невозможно.
А Папа Римский так и не приехал...

DSC_2002

Св.Анна и Св.Николай.
Рядом со Св.Анной - очень ценная старинная икона.

IMG_2315a

Чудотворная икона "Покрова" . Она покрыта драгоценными ризами из листового серебра с уникальной резьбой и позолотой. Согласно преданию, её привёз Николай Василь Потоцкий из Молдавии.
Был такой монах-доминиканец Баронч Садок . Его еще звали "вечным революционером", так как он, ведя монашеско-аскетичный образ жизни, постоянно выступал  против религиозного фанатизма. За что и просидел 40 лет безвыездно в монастыре в Подкамене.
И, пользуясь старинными манускриптами, написал множество монографий,  которые по сей день имеют большую ценность для историков и краеведов.
Из его монографии "Pamiatki Buczckie"1882 год: " Когда Австрия вела долгую войну с Наполеоном 1, власть забирала серебро и золото из церквей. Настала очередь церкви Св.Покровы. Тогдашний войт Чекановский хотел снять с иконы ризы, но когда поднял вверх руку, она у него задеревенела. То же самое случилось со второй рукой.Увидев это чудо, власть оставила намерение забрать икону".

IMG_2324

Фундатором церкви был всё тот же Николай Василь Потоцкий. У него был такой обычай. Во всех храмах, которые он строил, у входа помещал свой портрет. Висел портрет, конечно, и в этой церкви. Но, к сожалению, портрет сейчас находится в Тернопольском художественном музее, куда я еще не доехала.
Но портрет мы с вами посмотрим. Я его перефотографировала из книги Михаила Станкевича "Бучач та околиці".
Портрет выполнил в 1770 году монах Почаевской лавры Яков Головацкий.
Вот он - наш уважаемый магнат - Николай Василь Потоцкий. В бархатном кафтане, в белоснежной рубашке с золотыми полосками, и со всеми регалиями. На груди висит Золотой Королевский Крест, а слева можно разглядеть Мальтийский орден. В правой руке -  булава, а в левой - эфес сабли. И конечно же, щит с  крестом, атрибутом герба "Золотая Пилява". Типичный сарматский портрет - очень интересное явление в истории европейской живописи. Польская шляхта считала своё происхождение от легендарного племени сарматов. Об этом очень хорошо написала ele_n_a ЗДЕСЬ. Настоятельно рекомендую почитать. Очень интересно.


DSC_2428

Теперь расскажу немного о церкви.
Кто автор проекта, как я поняла, документально не известно. Одни историки считают, что это знаменитый Бернард Меретин (собор Св. Юра во Львове). Другие называют имя немецкого архитектора И.Шильцера. Как раз в эти годы он проектировал Крестовоздвиженчкую церковь василианского монастыря в Бучаче. Но доподлинно известно, что церковь была построена на месте старого деревянного храма по желанию и при спонсировании Николая Потоцкого, портрет которого мы только что с вами рассматривали.
Пишут, что церковь построена в стиле позднего барокко. Но я, как ни стараюсь, ничего в ней "барокканского" не вижу. Думаю, что искусствоведы меня поправят.


DSC_2011

Так выглядела Покровская церковь в1930-1939 гг.
Фото ОТСЮДА
.



Несмотря на то, что церковь обнесли каменной оградой, она неоднократно горела. Но то, что она была каменная, а не деревянная -  спасло драгоценные Пинзелевы скульптуры, которые в конце 20-го века были перевезены в Тернопольский художественный музей. Осталось, очевидно то, что невозможно было демонтировать. Например, - Ангелы, которые так мне приглянулись. А возможно, кто-то понял, что именно эти Ангелы, восседающие на самых вершинах колонн, и создают ту музыкальную и неповторимую атмосферу, которая царит в этом маленьком, но таком уютном и душевном храме.
Но были и трагические страницы. Во время Второй мировой войны, купол храма был поврежден. Но его восстановили, и церковь была действующей во всё время гитлеровской оккупации. Когда война окончилась,
пришли советы, и ангелы оказались свидетелями того , как сюда свезли останки 148 мужчин, женщин и детей, которых закопали в подвалах церкви. Ангелы молчали. Наверное, им пригрозили сжиганием. Но вряд ли они испугались. Просто они знали, что без них угаснет та Божественная музыка, которую вдохнул в них большой Мастер - Иоганн Георг Пинзель, хотя его уже давно не было на этом свете. И еще они знали, что тайное всегда становится явным.
В 1990 году, во время очередных ремонтных работ, подвалы раскопали и обнаружили уже тленные останки этих несчастных жертв. Их перезахоронили рядом с церковью, где воздвигли большой крест. Но кто они были - это еще одна тайна Покровской церкви.


DSC_2277

В следующий раз мы с вами расмотрим Ратушу, которую заказал наш, всеми сейчас забытый, благодетель - Николай Василь Потоцкий, содружеству  архитектра Бернарда Меретина со скульптором -  Иоаганном Георгом Пинзелем, ради которого я и посетила этот маленький, но такой гостеприимны и исторический Бучач, затерявшийся на теренах моей родной страны - Украины.
Не убегайте! Вам будут здесь рады.
Продолжение ЗДЕСЬ.

Tags: Бучач, Николай Василь Потоцкий., Пинзель, Украина, храмы
Subscribe

  • Венеция. По пути к Fondamente Nove - 2.

    Начало пути ЗДЕСЬ. На фотографии - два лика Венеции. С одной стороны канала - Венеция праздничная, туристическая. Нарядные гондолы со всяческими…

  • Венеция. По пути к Fomdamente Nove.

    Каждый день мысленно благодарю Интернет за возможность в реальном времени перенестись с помощью веб-камер туда, куда пожелает моя душа. В…

  • Венеция-2019. Базилика Фрари. Фасад и её надгробия.

    Это был второй день нашего пребывания в Венеции. Если вы еще помните, то нами было принято решение каждый день осматривать по сестьере (район…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Венеция. По пути к Fondamente Nove - 2.

    Начало пути ЗДЕСЬ. На фотографии - два лика Венеции. С одной стороны канала - Венеция праздничная, туристическая. Нарядные гондолы со всяческими…

  • Венеция. По пути к Fomdamente Nove.

    Каждый день мысленно благодарю Интернет за возможность в реальном времени перенестись с помощью веб-камер туда, куда пожелает моя душа. В…

  • Венеция-2019. Базилика Фрари. Фасад и её надгробия.

    Это был второй день нашего пребывания в Венеции. Если вы еще помните, то нами было принято решение каждый день осматривать по сестьере (район…