?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Мне никак не удавалось рассмотреть лицо Авраама.
Скульптуры были отгорожены от зрителей красным канатом, и стояли они под самой музейной стеной, выкрашенной в какой-то непонятный больничный цвет. Скульптурам здесь было плохо. Я сразу же это почувствовала. Им здесь не хватало места, простора, воздуха, храмового полумрака. Они отворачивались, прятали глаза, смотрели в сторону или  вверх. Хотя там, вверху был обычный скучный  потолок, покрашенный белой эмульсионной краской.


Но, начну по порядку.
Когда-то я рассказывала вам немного об Львовской Картинной Галерее.




Но не о её сокровищах, а о трагическом случае, который произошёл в этих стенах в 1992 году. Были похищены три ценные картины, две из которых принадлежали кисти Артура Гроттгера. При ограблении погибли два музейных работника. Сейчас там установлена  памятная доска.
Кстати, картины Гроттгера так и не нашлась, а преступники не были найдены...




Львовская Картинная Галерея заслуживает отдельного рассказа. Но сегодня рассказ не о ней, а о скульптурах Иоанна Георга Пинзеля.
Поднимаемся на второй этаж, проходим мимо бюста Бориса Возницкого, который 50 лет был директором Картинной Галереи. Мысленно благодарим его за всё то, что он сделал для  искусства, и, конечно же, за открытие загадочного Мастера, с которым мы сейчас будем знакомиться поближе.




Как я уже говорила в предыдущем рассказе , скульптуры Пинзеля. которые почти полгода демонстрировались в Лувре, вернуться в свой Музей не смогли, так как было высказано опасение их порчи из-за аварийного состояния кровли костёла Кларисок.
Расместили их временно в выставочных залах Картинной Галерее, куда мы с вами сейчас и направляемся.




Стою у входа в основной экспозиционный зал, и моё сердце замирает. Так долго я ждала этой минуты.
Слева - портрет Миколы Базиля Потоцкого, Каневского старосты, который нанял Пинзеля на свою "фабрику" - так тогда называлось собрание архитекторов, скульпторов, каменотёсов, выполняющих задания заказчика. В данном случае, это были храмы и их внутреннее оформление. Можно даже сказать, что Потоцкий открыл нам Пинзеля, сразу же поняв, какой огромный талант ему удалось заполучить для своих задумок.




Но напрасно замирало моё сердце.
Трудно описать моё разочарование, когда я вошла в небольшой зал.
Шедевры Пинзеля, которые совсем недавно демонстрировались в Лувре, были выставлены здесь, в небольшой комнате  Львовской Картинной Галереи, как в шеренге - в один ряд, и это им очень не нравилось...
Потом, рассмотрев каждую из них отдельно, я, конечно, изменила своё мнение, и моё первичное разочарование сменилось восхищением. Это, действительно, были шедевры. Но тех чувств, которые вызвали работы Пинзеля, размещенные в Костеле кларисок, здесь не было.
Как важно место и помещение, думала я и вспомнила своё недавнее посещение Картинной галереи в Минске. Каждая картина, каждая скульптура была на своём месте - этому придавала очень большое значение директор музея Аладова. Неделями она переносила с места на место экспонаты, вызывая недовольство у музейных работников. Но как же там смотрелись каждая картина, каждая скульптура, каждый небольшой экспонат!



В Париже было выставлено 27 работ Пинзеля. Но центром были 7 скульптурных групп "Годовицкого" алтаря.
Село Годовиця Львовской обл. По переписи в 2001 году население составляло 877 человек. Площадь - 3,2 кв.км. Здесь, в Костеле Всех Святых - одном из гениальных творений известного львовского архитектора Бернарда Меретина, находились эти алтарные скульптуры, которые чудом были спасены в 70-х годах прошлого века, благодаря всё тому же Михаилу Возницкому.

Обратим внимание на их размещение на архивной фотографии. Взор молящихся прихожан был направлен снизу вверх, и это, конечно же усиливало эффект развевающихся одежд, играющих бликами свечного света.
В самом низу были групповые скульптуры из сцен Ветхого Завета.
Присмотритесь внимательно - слева внизу  две фигуры. С них мы и начнем наш осмотр выставки Пинзеля.

Фотография ОТСЮДА



Известнейший библийный сюжет "Жертвоприношение Авраама". Вы, наверняка, неоднократно встречались с ним. Практически каждый живописец прошлых веков обращался к этой теме. Мне трудно комментировать этот непростой сюжет. Потому помещу здесь цитату, возможно, кому-то будет интересно.
[Spoiler (click to open)]
Ветхий Завет.Бытие.
22.1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Евр 11, 17.
22.2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
22.3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
22.4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
22.5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
22.6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
22.7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
22.8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
22.9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

[Spoiler (click to open)]
22.10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
22.11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
22.12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
22.13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
22.14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
22.15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
22.16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] Пс 104, 9. Сир 44, 21. 1 Мак 2, 52. Лк 1, 73. Евр 6, 13.
22.17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
22.18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Быт 12, 3. Быт 18, 18. Быт 26, 4. Сир 44, 22. Деян 3, 25. Гал 3, 8, 16. Пс 71, 17.



Архивная фотография алтаря из храма села Годовица.


Avraam

Рассматриваем следующую скульптурную группу.
На архивной фотографии алтаря она справа внизу.
Также известный, часто встречающийся сюжет: "Самсон, разрывающий львиную пасть".
Мне, конечно, очень интересно было бы узнать, почему Пинзель избрал именно эти ветхозаветные сюжеты для храмового алтаря. Но, увы, приходится только строить предположения, которые несомненно далеки до истины, так как для этого необходимо глубокое знание такой сложной и непростой книги, как Библия.
Могу только перессказать сюжет этой сцены.
Самсон был избран на служение Богу "от чрева матери". В решающие моменты его жизни на него нисходил "дух Господень", который давал ему большую силу. За это Самсон должен был всецело посвятить себя Богу. Однажды он шёл выбирать себе невесту, и на него набросился огромный лев. Но не тут-то было. Самсон разодрал его, как козлёнка.
Интереснейший персонаж - Самсон. В те времена, когда филистимяне правили израильтянами, Самсон  женился на филистимянке, чтобы мстить им за унижения своего народа. А что из этого вышло вы должны помнить, так как картины "Самсон И Далила" должны быть вам хорошо известны. Это тот самый Самсон, которого изобразил Пинзель - силач с длиными кудрями, взирающий на небо, откуда на него нисходит "дух Господень". А  как лев корчится и извивается в последних судорогах жизни!
Конечно, это нужно видеть своими глазами.


Смотрим  на центральную алтарную группу скульптур. Никак, никак не удавалось мне настроить себя на соответствующий лад. Всё-таки место скульптурам Пинзеля только в храме. И алтарь, конечно же, в разобранном виде не может произвести должного воздействия. Здесь же возможна только констатация мастерства Мастера.



Мы можем только представлять, как выглядело это Распятие по задумке Пинзеля.
В Костеле Всех Святых остался крест с жалкими остатками прошлого великолепия. И просто удивительно, как его не растащили на дрова...

Фото ОТСЮДА



Так устанавливали крест в Лувре. Интересно, что  испытывали эти рабочие, прибивая гвоздями тело Христа, корчащееся в смертных муках.
Но это уже мои эмоции...




Распятие, которое мы видим в Картинной Галерее, схоже с Распятием, выставленном в Музее Пинзеля. Оно отличается только своими размерами.
Рядом - скорбящие Ангелы.




Справа - Святой Иоанн, любимый ученик Спасителя.



Слева - Скорбящая Богоматерь. Специалисты считают эту скульптуру лучшим творением Пинзеля.



Вот как выглядит Костёл Всех Святых, где находился этот алтарь, сейчас. Храм построен  был в 1751-1758 г.г.
Мог ли тогда львовский архидьякон Стефан Микульский, на средства которого был возведен этот храм, предполагать, что не так уж долго будут молиться за упокой его души. Что пройдут какие-то два столетия,




и в храме, спроектированном известнейшим архитектором Бернардом Меретином, будут расти деревья, а птицы будут устраивать гнезда в выбоинах отвалившихся фресок, которые расписывал известный художник 18 века Александр Ролинский. И только оставшийся крест от распятия будет взывать к небу через остатки кровли и напоминать о том, что к нему приказался резец большого Мастера - Иоганна Пинзеля.
А ведь храм был отреставрирован в 1929 году, алтарь и росписи были восстановлены. Но в 1946 году, с приходом советов, храм закрыли, чтобы  использовать его на всевозможные хозяйственные нужды.

Фотографии ОТСЮДА



Потому можно сказать, - какое счастье, что удалось вовремя обнаружить и вывезти скульптуры из этого разрушающегося здания, которое, как пишут на бумаге - собираются реставрировать, так как оно по сей день имеет статус памятника архитктуры национального значения.

И в заключение предлагаю вам  посмотреть видеоролик о том, как проходила выставка работ Пинзеля в Лувре, Видеоролик предоставил bruchwiese в своём рассказе, который также рекомендую к прочтению и просмотру.




А еще пишут, что предполагается выставка Пинзеля в Нью-Йорке. Так что, если у вас есть такая возможность, спешите приехать во Львов. Потому что Музей Пинзеля дышит на ладан, и уже из уст очаровательной ведущей из видеоролика прозвучал вопрос: "Возможно Лувр захочет приобрести некоторые работы Пинзеля?". На что был получен ответ: "Почему бы и нет..."

Тему загадочного Мастера не закрываю. Если звезды будут ко мне благоприятны, то завтра отправляюсь в Бучач, где жил,  творил и изчез в неизвестном направлении Иоганн Георг Пинзель. И где еще остались неразрушенные храмы, в которых надеюсь увидеть  небольшие остатки его работ.
О результатах доложу непеременно.

Результаты поездки уже ЗДЕСЬ.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
zuzlishka
Mar. 6th, 2015 04:26 pm (UTC)
Даже в галерее впечатляет. Представляю, что Вы чувствовали в соборе
zalgalina
Mar. 7th, 2015 02:53 am (UTC)
Теперь предвкушаю, что буду чувствовать в Успенском соборе в Бучаче, где Пинзель венчался, крестил детей и который оформлял своими скульптурами...
tamikus
Mar. 6th, 2015 04:47 pm (UTC)
Мне без золота и раскраски больше нравится. Но это уж время такое было, "золотое".
Спасибо, Галиночка, удачи тебе в следующем путешествии!:)
zalgalina
Mar. 7th, 2015 02:55 am (UTC)
Спасибо,Танечка, за доброе пожелание.
Через час выхожу. Даст Бог,доберусь в Пинзелевы места. Это Тернопольская область.
v_murza
Mar. 6th, 2015 07:35 pm (UTC)
Спасибо за продолжение рассказа. Рассматриваю в очередной раз работы этого гения. Не оторваться...
А, кажется, в экспозиции должны быть еще "Аллегории Нового и Старого Завета и рельеф "Христос в Иерусалимском храме". Я после первого Вашего очерка много информации по Пинзелю перелопатил. Или они на фотке, которая почему-то не открывается (где ссылка на Костел у селі Годовиці)?!
zalgalina
Mar. 7th, 2015 03:00 am (UTC)
Да, там еще рельеф "Христос в Иерусалимском храме".Показываю.
Изумительно!!!

DSC 1043

Не могу понять, какая фотка не открывается. У меня всё в порядке.
beloruska_id
Mar. 6th, 2015 08:24 pm (UTC)
Да, у меня тоже, кстати, не открывается это фото. И в ссылке не открывается. Промелькнула старая экспозиция только в видео из Лувра.
Неужели такие ценные работы могут быть проданы?
Галочка, удачной поездки! Спасибо за интереснейший рассказ!
zalgalina
Mar. 7th, 2015 03:04 am (UTC)
Ирочка!Только хотела Вам черкнуть пару слов, что я еду, а Вы уже мне написали добрые пожелания. Большое СПАСИБО.
Об этой поездке давно мечтала. Вот - выбираюсь.Пока дороги сухие, хотя и не очень тепло.Ехать с автобусными пересадками.
Очень рада, что Вы здесь.Значит, у Вас все хорошо.Жду подробностей, которые прочту по возвращению.
livejournal
Mar. 6th, 2015 08:54 pm (UTC)
Львов. Пинзель в Картинной Галерее..
Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Львов. Пинзель в Картинной Галерее..» в контексте: [...] Оригинал взят у в Львов. Пинзель в Картинной Галерее.. [...]
m_a_d_m_a_x
Mar. 6th, 2015 09:59 pm (UTC)
Годовыця. Костёл Всех Святых. март 2014.
http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/106820.html
zalgalina
Mar. 7th, 2015 03:06 am (UTC)
Спасибо.
Хотела бы и я увидеть это своими глазами. Пишут, что те декоративные каменные оставшиеся вазы тоже работы Пинзеля.
(no subject) - m_a_d_m_a_x - Mar. 7th, 2015 09:56 am (UTC) - Expand
alfa_delta
Mar. 7th, 2015 08:24 am (UTC)
Галочка, прочла три твоих последних поста, как всегда - интереснейших. Про Пинзеля раньше не знала вообще( Сейчас буду о нем читать и все искать. Работы потрясающие. Жалко смотреть на руины и очень сомнительно, что все это восстановят(
Счастливого тебе пути и удачной поездки! Ты молодец:)
zalgalina
Mar. 10th, 2015 11:41 am (UTC)
Да, Раечка, ты права. Вряд ли восстановят. Обстановка в стране не для реставрации. А когда было всё спокойно, никто о духовности и возрождении и не думал.
Спасибо за пожелания.Уже вернулась, и просто счастлива, что там побывала.
bruchwiese
Mar. 7th, 2015 12:09 pm (UTC)
Очень душевно. Спасибо.

Edited at 2015-03-07 12:09 pm (UTC)
zalgalina
Mar. 10th, 2015 11:46 am (UTC)
Вернулась из Бучача.Получилось прекрасное продолжение моего посещения Львова.Впечатлений - масса.Всяческих.
Пока их перевариваю.
А Вы были в Бучаче?
Продолжение... - bruchwiese - Mar. 11th, 2015 05:56 pm (UTC) - Expand
a_pollaiolo
Mar. 9th, 2015 07:23 am (UTC)
Спасибо за обзор столь редких барочных шедевров. Интересно проследить параллели между произведениями польского барокко и испанскими аналогами, с которыми они имеют прямые связи в виду особого статуса этих двух стран, являвшихся оплотом папской власти на противоположных концах Европы.
zalgalina
Mar. 10th, 2015 11:54 am (UTC)
Думаю, что в ближайшее время добавлю еще кое-что из работ Пинзеля, которые, к счастью, сохранились в Бучаче, где он их и создавал. Хотя мнения искусствоведов расходятся - все ли они принадлежат Пинзелю, - практически нет никаких документальных подтверждений.
Но в любом случае, работы чрезвычайно интересны. И самое главное,мне удалось их сфотографировать, что оказалось большой удачей.Храмы были открыты и безлюдны.
momak71
Mar. 10th, 2015 07:23 am (UTC)
Галя, ты знаешь, вот посмотрел, прочёл и совсем оказывается не обращал внимания на все эти "бока" с расстановкой и фоном. Все это мелочи, главное - сохранили и пока еще всё это доступно для осмотра.
Творения величайшие, какой-то другой уровень всего окружающего. Смотришь и думаешь - как мелко мы живем....
zalgalina
Mar. 10th, 2015 11:58 am (UTC)
Саша, ты, конечно, прав.Рассматривая фотографии потом, я тоже не обращала внимание на окружение. Но там, после того, как я видела его работы в огромном храме, в полумраке, на тёмном фоне - они выглядели совершенно иначе. Здесь же была только констатация, что это шедевры, а там - они "говорили", "страдали", "кричали", - и это передавалось мне.
Потому и было так жаль, что для них не нашли более соответственного помещения.
ele_n_a
Mar. 12th, 2015 06:20 pm (UTC)
да... гений. особенно остро поняла - насколько он обогнал свое время, когда увидела портрет человека, его нанявшего.давно не получала такого... и запнулась) не знаю, какое слово подобрать. очень острое чувство...пожалуй, никогда такого не испытывала, рассматривая скульптуру... да и вообще - не знаю, с чем и сравнить. поразительно! и спасибо вам, еще раз. это очень большое открытие в моей жизни - имя и работы...
zalgalina
Mar. 13th, 2015 08:15 am (UTC)
А я с этим открытием живу уже третий год.И до сих пор не могу успокоиться...
Спасибо,Лена.Рада, что мы с Вами вновь "на одной волне".
(no subject) - ele_n_a - Mar. 13th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Mar. 13th, 2015 04:17 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 13th, 2015 04:02 am (UTC)
...дух святой дышит, где хочет...
Пользователь ele_n_a сослался на вашу запись в своей записи «...дух святой дышит, где хочет...» в контексте: [...] http://zalgalina.livejournal.com/78758.html [...]
tritony
Mar. 14th, 2015 08:42 am (UTC)
Да, все-таки лучше всего эти скульптуры смотрелись бы там, где их задумал расположить автор(( Вот и у нас в ГМИИ им. Пушкина такая же проблема. Все эти прекрасные произведения интересно рассматривать, но потом начинает чего-то не хватать. Но, конечно, музей задумывался как образовательный для тех, кто не может поехать в другие страны. Всей семьей ждем продолжения о великом Пинзеле! )))
zalgalina
Mar. 14th, 2015 11:55 am (UTC)
Спасибо.
Уже пишу. Но пока только о Бучаче, где Пинзель так загадочно появился и так же загадочно исчез.
livejournal
Mar. 14th, 2015 06:32 pm (UTC)
Львов. Пинзель в Картинной Галерее..
Пользователь moyaukraine сослался на вашу запись в своей записи «Львов. Пинзель в Картинной Галерее..» в контексте: [...] работы Пинзеля?". На что был получен ответ: "Почему бы и нет..." Основной материал взят отсюда [...]
o_l_g_a_1_1
Mar. 15th, 2015 12:24 pm (UTC)
Галочка, здравствуйте!
Как жаль, что скульптуры стоят вдоль стены и нельзя их рассмотреть с разных ракурсов. Очень хочется увидеть поближе лица Авраама и Исаака, и скорбящей Богоматери.. По прошлому посту помню, что Пинзель не только динамику фигур гениально воплотил, но и наделил свои скульптуры яркими эмоциями.
Хочется увидеть лица и постараться понять, что чувствует отец, решившись на такое. А значит, и что чувствует сам Пинзель об этом сюжете.Сомнение, отчаяние, горе или слепую, спокойную веру.
Вы. Галочка, видели их. Что Вы об этом думаете? У меня сложилось мнение, что Пинзель воплощал свое видение ситуации, даже если оно шло вразрез с церковными канонами.
Очень, очень жаль, что Костел Всех Святых находится в таком плачевном состоянии. И ведь там достаточно сохранившегося материала для успешной реставрации. Пока еще не поздно. Надеюсь, что его восстановят хотя бы в качестве музея, даже по руинам видно, что он необыкновенно красив.
Неужели на полном серьезе идет речь о возможности продажи работ Пинзеля за рубеж? Считаю, это будет недальновидным, если не сказать преступным шагом.
zalgalina
Mar. 15th, 2015 05:59 pm (UTC)
Олечка!Вы абсолютно правильно поняли моё сожаление о том, что невозможно как следует рассмотреть лица, а соответственно и проникнуться эмоциями, которые Мастер хотел нам передать.
Я предполагаю, что у Пинзеля в детстве было какое-то сильнейшее душевное потрясение.Потому-то он и выбрал этот сложнейший сюжет из Библии. Можно увидеть, как изумленно, но спокойно смотрит Исаак на своего отца. Он абсолютно верит отцу. Но вот Авраам...Заглянуть в его глаза мне не удалось. Но вся его поза, эти его руки...Конечно же, сильнейшее душевное напряжение - перед ним его долгожданный и любимый сын. Но он тоже ВЕРИТ...
У Бродского есть сильнейшее стихотворение на эту тему.Да и вообще об этом сюжете множество написано. Но каждый толкует его по-своему.Сложнейшая тема.
А про продажу работ Пинзеля я услышала в этом ролике.Думаю, что необдуманно задала вопрос ведущая. Хотя, кто его знает... Сейчас такое время, когда духовные ценности обесценились.
Потому-то так и ценны такие душевные комментарии, как Ваш.
Спасибо,Олечка.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

Черновцы
zalgalina
zalgalina

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner