?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Легко писать о том, что лежит где-то на поверхности, - оно интересно, им восхищаешься, но оно не затрагивает  ТО, к чему не хочется лишний раз прикасаться , которое бережешь, как драгоценность. Которое оберегаешь от пустых слов, от непонимания,  потому что это - МОЁ.
И если я выпускаю этот, сложный для меня, пост в мир, в котором столько, уважаемых мной, людей, но с разными привычками и с разными пониманиями прекрасного, то только потому что есть маленькая надежда, что кто-то разделит со мной моё восхищение, мою радость и моё смятение чувств от того, что я  УВИДЕЛА. Своими глазами.
Унылым февральским деньком отправилась я на поиски бывшего монастыря кларисок, в Костеле которого находится Музей Пинзеля.
Вокруг меня была обычная суета большого города, которую я, привыкшая к тишине моего Нетишина, всегда недолюбливала. Но Львов... Его необычность и не схожесть ни с одним городом Украины, отвлекали от шума, гама, холода и прочих неудобств слякотной зимы.




Думаю, что не очень многим о чём-нибудь говорит это имя - Иоанн Георг Пинзель. Несколько лет назад я тоже ничего не знала об этом загадочном человеке, который, как оказалось,  уже много-много лет изучается  историками, искусствоведами, скульпторами. О нем публикуют статьи, эссе, защищают диссертации, пишут романы, а  прочие любознательные особы, типа меня, специально едут во Львов, чтобы увидеть его работы.

Сейчас я как-то не могу даже вспомнить, когда  впервые услышала это имя. А услышав и увидев в Интернете его скульптуры, поняла, что уже с ними встречалась. Было это очень давно, в Олесском замке, где на меня произвели огромное впечатление несколько скульптур, которые долго затем будоражили мою память. Но чем - сформулировать для себя я не могла, - очень уж они были необычные, напрочь выпадающие из моего представления об искусстве.
И вот - всплеск всеобщего интереса к Иоанну Георгу Пинзелю. Масса публикаций и фотографии в Интернете. И создание его Музея Борисом Григорьевичем Возницким, академиком, Героем Украины, орденоносцем и настоящим патриотом своей Родины, благодаря которому имя Пинзеля, как и его работы, были воскрешены из небытия и забвения.




Почему для Музея избран именно Костёл кларисок, построенный в начале 17 века?
Давным-давно здесь не правятся службы. Во времена , когда Львов был австрийским, костёл был конфискован по распоряжению императора Иосифа Второго. Здесь размещался военный госпиталь, пациенты которого имели возможность любоваться прекрасными фресками на библийные сюжеты и сценами из жизни святых монашеского ордена бернардинок-кларисок. Затем был склад табака, который привёл состояние бесценных фресок и настенных росписей в очень печальный вид. Да и по сей день здание находится в полуаварийном состоянии, о чем я узнала из прессы.
Потому-то я и переживала, что Музей будет закрыт на ремонт.


Но...Музей не только был открыт, но даже за умеренную плату в нём можно было фотографировать. Правда,  скульптуры Пинзеля, которые недавно демонстрировались в Лувре, сюда не вернулись из-за плохого состояния кровли. Но кое что из работ Пинзеля в Музее осталось, и это было для меня большой удачей.

С замиранием сердца захожу в абсолютно пустой и огромный зал. Гулко отдаются мои шаги, хотя стараюсь идти очень тихо. Первый взгляд, конечно же, - вверх.




Вот они - клариски, восседающие на небесах, - у которых нашел приют мой загадочный Мастер. Росписи фресок - художник Строинский, 1760 год.
Орден кларисок, кстати, существует и по сей день. Но, судя по сохранившимся фрескам, одежда монашек осталась прежней,
хотя прошло почти 8 веков с  основания этого ордена. Надеюсь, вам понятно - клариски - в честь Святой Клары.
В Польше и в ВКЛ кларисок называли бернардинками, так как первоначально они проживали при мужских монастырях. (Отсюда и жуткая легенда, что в колодце при бернардинском монастыре, который находится совсем рядом, прятали результаты запретного греха).
Но это так - лирическое отступление от темы моего повествования. Очень уж нравится слово - "клариски"...
Фото ОТСЮДА.



Галицкий Микеланджело, загадочный Мастер, выдающийся  скульптор, гений Иоанна Георга Пинзеля... прочитаете вы в Интернете. Но сколько ни будете искать каких-либо подробностей о его жизни - ничего не найдете, кроме нескольких фраз, повторящихся многократно.
Жил и творил на Львовщине и Тернопольщине. Где родился, откуда пришел в городок Бучач - неизвестно. Произошло это где-то в середине 1740-х. Очень плодотворно работал, выполняя заказы Каневского старосты Миколы Потоцкого (интереснейшая личность, о котором обязательно расскажу как только съезжу в Почаевскую Лавру,  которая построена на его деньги). В 1751 году  Пинзель обвенчался с вдовой, которая родила ему двоих сыновей. Во второй половине 1750-х творит скульптуры по Львове. (Немного об этом писала ЗДЕСЬ). И в 1761 году то ли умирает, то ли исчезает в неизвестном направлении. Но и это предположительная дата. которая основывается на том, что в церковных книгах Бучача обнаружена запись о том, что в 1762 году вдова Пинзеля обвенчалась с новым супругом.
Вот и всё, что известно о скульпторе на основании церковных записей, да расписок о получении денег за выполненные заказы.


И вот, наконец-то я вижу скульптуры. Узнаю ли я, где Пинзель? Думаю,что узнаю, так как неоднократно рассматривала его произведения в Интернете.



Ну, конечно же, я сразу его узнала. Но не думала, что эти деревянные скульптуры такие огромные.
Святая Елизавета и Святой Иоаким.




Невесть откуда взявшийся колючий ветер, который я почувствовала физически, раздувал их одежды. В изломах и изгибах  тел чувствовались напряженность и большая трагедия. Движение было настолько ощутимым, что приближаться к скульптурам было жутковато - настолько они были "живыми".
Только не смотреть им в глаза - думала я. Но они на меня и не смотрели. Им не было до меня никакого дела, они жили своей внутренней жизнью, своими скорбями и бедами.

18 век. Храм в маленьком местечковом городке, который находился в глухом углу тогдашней Речи Посполитой. И эти огромные фигуры, стоящие в алтаре, на которые падают меняющиеся тени от колеблющегося пламени свеч, тускло освещающих храм. Видели ли вы когда-либо подобных Святых?
Трудно представить, что думали, глядя на них, молящиеся в этом храме. Испытывали ли они религиозный экстаз? Обращались ли они к ним с просьбой о помощи? Или же, отводили глаза, перебирая свои грехи в ожидании кары Небесной...
И Святая Елизавета и Святой Иоаким находились в центральном алтаре костёла Непорочного Зачатия Девы Марии в городке Городенка Ивано-Франковской области. В советское время костёл "перепрофилировали" в профтехучилище механизаторов, а 14 из 18 алтарных скульптур распилили на дрова.
Две из четырёх оставшихся вы сейчас видите...




Святая Елизавета - мать Иоанна Крестителя.
Приблизившись, немного привыкнув к этому потоку эмоций, и стараясь как-то абстрагироваться от них, я начала фантазировать.  Наверное, Мастер изобразил Святую Елизавету в тот миг, когда она узнала о том, что голова её сына преподнесена на блюде для удовлетворения прихоти Саломеи.
Сколько боли, отчаяния и скорби в её жесте, обращенном туда, в небо, к Высшим силам.

Все матери во все века одинаковы. И точно так же сейчас взывают к небу те, которые теряют  своих сыновей в этой ужасной, братоубийственной войне, которой нет ни конца, ни края.




Святой Иоаким - отец Богородицы.
Он также изображен в минуту отчаяния. Предполагаю, что это тот момент, когда священник не принял дары, которые праведный Иоаким принёс своему Богу. Закон был очень суров - от бездетных дары не принимались.
Посмотрите, сколько скорби, а вместе с тем и смирения в его лице. Он еще не знает, какая радость ожидает его. Так думала я.
Но, конечно же, это всё было изображением внутреннего мира Гения, который сумел обычным резцом вдохнуть жизнь в обычное дерево. И сотворить Чудо.




А посмотрите на ноги этого старика. Кажется, что на них осела пыль от пройденных дорог, и они очень устали.

Рассматривая дома фотографии я была поражена не только игрой теней, но и игрой пастельных тонов. Там, в Музее скульптуры выглядели абсолютно монохромными.
Интересно, как выглядели они по первоначальной задумке Пинзеля.? Были ли они покрыты позолотой, или же были раскрашены в различные цвета, которые стерлись со временем.




Периодически я бросала свой взгляд вверх, где резвились пухленькие головки путти, которые также принадлежали руке Мастера.



Немного придя в себя от первого сильного впечатления, я перешла на другую сторону, где меня ожидала новая встреча.



Ангел... Надо мной парил Ангел Пинзеля.
И он, действительно, парил, распахнув свои мощные ангельские крылья.




Что было раньше у него в руках? Какое послание он нес нам, людям. Но этого мы никогда не узнаем, потому что невозможно было  удержать эту весть отбитыми пальцами.
Это и так чудо, что Ангел  уцелел и не был изрублен на дрова, как это сделали с его собратьями. Которыми  топили печку в профтехучилище, размещенном в  шедевре позднего барокко - костёле Непорочного Зачатия Девы Марии в городке Городенка.




Пытаюсь поймать его взгляд. Но он отворачивается и смотрит куда-то в пустоту.
Он совсем не похож на тех вестников и хранителей Божьих, образ которых мы привыкли видеть. У него мускулистое тело, но взгляд у него также измучен. Он устал видеть одно и то же - наши слабости, наши пороки, наше безверие, лицемерие и фарисейство.




Но всё-таки он нас любит. Сколько в его лице нежности и прощения. И что-то хочет нам сказать. Его уста уже чуть-чуть приоткрыты. Посмотрите внимательно - вы ведь никогда не видели ангельские зубы.
О, Великий Мастер Пинзель!!!




Хочу показать вам, как выглядела эта Городенка, в которой творил свои шедевры Иоанн Георг Пинзель в конце 19 века. Тогда еще они там были целы и невредимы.
Слева на фотографии виден костёл Непорочного Зачатия ( 1745-1769  г.г.), архитектором которого был Бернард Меретин, - еще одна интереснейшая личность, с которым вместе работал Пинзель. Это была их первая совместная работа, одно из ценнейших позднебарокковых сооружений на территории тогдашней Речи Посполитой. В их содружестве был возведен Храм Св.Юра во Львове, о котором я писала.






Когда экспедиция Львовской картинной галереи приехала в Городенку и вошла в костёл Непорочного Зачатия, то ужаснулась. В центре храма лежала огромная куча сброшенных одна на одну деревянных скульптур, а рядом уже начали резать скульптуру Св.Анны для отопления профтехучилища будущих механизаторов. Если бы экспедиция приехала немного позже, то спасать было бы нечего.
Ниже - современная фотография, которая красноречиво говорит о том, какое это было грандиозное сооружение и каково его сегодняшнем состоянии.
Но Слава Богу, что хоть его стены уцелели.
Удивительно, что уцелела эта скульптура Пинзеля, которая и по сей день находится перед костёлом.

Фотографии ОТСЮДА.



Но вернемся в наш Музей и посмотрим на последнюю, четвертую скульптуру Пинзеля, которую удалось спасти. Правда, спасен был только фрагмент - изуродованная чьей-то ножовкой, голова Ангела.



Заметили ли вы, что скульптуры Пинзеля имеют удивительное свойство. Рассматривая их с разных сторон, вы с удивлением отмечаете, что они меняют выражение своего лица и положение своего тела. Они прикрывают или раскрывают глаза, их губы шевелятся, локоны волос и складки одежды развеваются, как будто бы в этом огромном зале гуляет ветер.
Это игра теней - скажете вы. Ну, пусть будет так...




Как я уже говорила, остальные работы Пинзеля выставлены в Картинной Галерее. Здесь же они заменены произведениями других художников и скульпторов времен творчества Пинзеля. Но рассматривать их мне почему-то не хотелось, хотя там были работы известных художников.
Пинзель от себя никак не отпускал...




Это Распятие находилось в алтаре костёла в селе Годовица.
Мёртвое тело, пережившее крестную мУку, сотворенное Гением...
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.


Ко МагдалинЂ, плачущой у ног Христовых
Глагол грЂшнаго
Уступи, Магдалино, от Христову ногу,
мнЂ дажд мЂсто, аз имам о грЂсєх скорб, многу.
Уже твои слезами грЂхи очищенны
и беззаконія ти уже отпущенны.
Аще аз валяюся во грЂховной тинЂ,
аз хощу у ног єго искати простинЂ.
Уступи ми, о жено, от ногу Христову,
да і аз милость єго обрящу готову.
Уже ты их довольно слезами омочила,
и прощеніє твоим грЂхом получила.
Аз єще хощу єму упасти на нозЂ,
и, яко грЂшник болшій, рыдати намнозЂ.
Уступи, Магдалино, возлюблша не лестнЂ
Христа, и припадшая к єго святЂй плеснЂ.
Уже ты до сытости сердце усладила,
лобзанієм любезним тому угодила.
Аз хощу к любимому мнЂ припасти Богу
и лобизать усердно чисту єго ногу.
Иван Величковский (1650-1701 г.г.)



Иоанн Георгий Пинзель, Йоган Георг Пильзе, Ян Георг Пельце... Неизвестно откуда пришёл, неизвестно когда и куда ушёл, оставив нам свои загадочные творения, которые тревожат, будоражат, манят в другой Мир и, как мне кажется, никого не могут оставить равнодушным.

Не знаю, буду ли я продолжать свой рассказ о Пинзеле, о тех его скульптурах, которые сейчас выставлены в Картинной Галерее. Слишком много душевных сил ушло на этот пост.

Но мне очень интересно ваше мнение. Пожалуйста, не проходите мимо...

Продолжение ЗДЕСЬ.

Comments

( 87 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
ktaara
Feb. 19th, 2015 10:33 pm (UTC)
Спасибо! Огромное спасибо!!
Обязательно посещу этот музей, когда доберусь до Львова.
Пинзеля я впервые увидела в Олесском замке. Поразили следы топора на скульптурах - хотелось взять этот топор и укоротить конечности некоторым товарищам...
Они ведь правда двигаются! Ангел потрясающ...
zalgalina
Feb. 20th, 2015 07:49 am (UTC)
Возможно, к тому времени, когда Вы его посетите, у Костёла, наконец-то починят крышу, и остальные скульптуры вернутся на своё место. Хотя, возможно, и наоборот...
Так что я очень рада, что успела туда попасть.Сейчас всё так непредсказуемо...
Natalia Ganitseva
Feb. 19th, 2015 10:38 pm (UTC)
Галочка ! Огромнейшее спасибо !
Я скоро буду во Львове. К сожалению, не страсть к музеям меня вынуждает ехать, а проблемы со здоровьем у самого родного и любимого человека-у моей мамочки.
Спасибо тебе за твою теплоту и внимание !
zalgalina
Feb. 20th, 2015 07:51 am (UTC)
Наташа!Я ведь разговаривала с твоей мамой. Говорила ли она тебе об этом?
Желаю тебе счастливого пути, а маме скорейшего выздоровления.
Будешь совсем недалеко от меня. Может, заедешь?
(no subject) - Natalia Ganitseva - Feb. 20th, 2015 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Feb. 20th, 2015 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - Natalia Ganitseva - Feb. 20th, 2015 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Feb. 20th, 2015 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Natalia Ganitseva - Feb. 20th, 2015 02:46 pm (UTC) - Expand
m_a_d_m_a_x
Feb. 19th, 2015 10:38 pm (UTC)
Пинзель, таки да - недооцененный у нас мастер...
zalgalina
Feb. 20th, 2015 07:53 am (UTC)
Потому-то и хотелось показать его работы.
О Пинзеле, действительно,мало кто знает. Даже львовяне.
Спасибо, что заглянули.
(no subject) - m_a_d_m_a_x - Feb. 20th, 2015 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Feb. 20th, 2015 11:51 am (UTC) - Expand
lcp_ma_a
Feb. 19th, 2015 11:11 pm (UTC)
Слава вашему вдохновению! Пинзель - неведомый мне художник стал теперь частью и моего сердца.
Барокко, иногда, уходит в красивость поверхностного внешнего чувства, когда эстетики больше, чем духовности. В работах Пинзеля красота, мастерство и духовность соединились. Здесь нет крикливой, истерической надломленности. Вот это для меня самое поразительное. Одежды и динамика фигур подчёркивают страдания. Но страдания внутреннего мира.
Радость встретиться с такой глубокой душой.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 07:58 am (UTC)
Красота, мастерство и духовность соединились...
Большое СПАСИБО за Ваш такой душевный отклик.
И за то, что Вы так сердечно приняли этого большого Мастера со всеми страданиями его внутреннего мира.
zuzlishka
Feb. 20th, 2015 12:05 am (UTC)
Поразительные скульптуры, легкие, летящие, как будто бумажные. Огромное спасибо. Ошеломление - вот такое чувство у меня
zalgalina
Feb. 20th, 2015 08:01 am (UTC)
А представьте, какое чувство было у меня, когда я всё это УВИДЕЛА.
Есть такое слово в украинском языке - приголомшена.Вот такой я была весь тот длинный февральский день.
(no subject) - muravushkast - Feb. 20th, 2015 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Feb. 20th, 2015 07:54 pm (UTC) - Expand
a_pollaiolo
Feb. 20th, 2015 01:12 am (UTC)
При виде такой сокровищницы барокко даже не хочется назвать этот монастырь десакрализованным, столь велика одухотворяющая сила этих произведений искусства.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 08:05 am (UTC)
Всё время читаю и смотрю Ваши посты. Знаю, что Вы специалист в области искусства. Потому Ваше мнение мне очень ценно.
Спасибо.
(no subject) - a_pollaiolo - Feb. 20th, 2015 07:41 pm (UTC) - Expand
sigdan
Feb. 20th, 2015 05:54 am (UTC)
Интересно. Скульптуры очень эмоциональны, персонажи отличаются живыми чертами. Спасибо.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 08:05 am (UTC)
Рада, что заинтересовала.
Спасибо.
taanyabars
Feb. 20th, 2015 06:38 am (UTC)
Спасибо!
Продолжайте, пожалуйста!
Не сходство, скорее асоциация: Врубель.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 09:15 am (UTC)
Знаешь,Таня, я ведь тоже, там, в Музее вспомнила "Демона поверженного"...
momak71
Feb. 20th, 2015 09:06 am (UTC)
Галя, обязательно продолжай, твои посты всегда имеют отклик у людей!
Мне было очень интересно, для меня творчество Пинзеля было абсолютно незнакомо.
И вот еще - согласен с комментом до меня, действительно есть что-то от Врубеля.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 11:42 am (UTC)
Да, придется продолжить. Остальные работы не менее интересны, но их много в Интернете. Да и вообще про Пинзеля сейчас масса материала.Хотя всё одно и то же.
Я ведь тоже ничего нового не внесла, - просто рассказала о моих впечатлениях.
Удивительно, что ты о нём не слышал. Теперь будешь знать и обязательно посмотришь,когда будешь во Львове.
fotovivo
Feb. 20th, 2015 01:28 pm (UTC)
Необычные работы, интересно.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 04:16 pm (UTC)
Эх, во Львове столько всего интересного, что до конца года не хватит про всё написать.
Приятно, что Вам понравилось.
lillyho
Feb. 20th, 2015 03:41 pm (UTC)
Вот, знаю что посмотреть во Львове. Спасибо тебе. И больше всего бъёт по обнажённым нервам это распилили-протопили.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 04:22 pm (UTC)
Лилечка,дорогая! Как я тебе рада. В скайп не захожу, так как Интернет очень медленный. Одна нервотрёпка по нему общаться.
Семена уже у меня дома. Так что имей это в виду.

А распилили-протопили...Чудом удалось спасти эти остатки.Вот, почитай:"В городке Городенки, в профтехучилище порезали на дрова 14 из 18 трехметровых скульптур Пинзеля. Там же было еще около 200 головок ангелов и путти.6 головок удалось спасти,была спасена также голова одной большой скульптуры,часть туловища которой находится в музее города Ивано-Франковск" ( из сообщений прессы несколько-годичной давности).
(no subject) - lillyho - Feb. 20th, 2015 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Feb. 20th, 2015 05:12 pm (UTC) - Expand
tangrusha
Feb. 20th, 2015 07:10 pm (UTC)
Галя, полностью разделяю твоё восхищение и восторг этими скульптурами. Даже представила, каково тебе было в музее. Обязательно продолжай, не так важно ЧТО ты рассказываешь, важно Как ты это делаешь.
По большому счету, никто из нас америк не открывает, ничего нового мы не рассказываем. Но информация, пропущенная через фильтр души, очень сильно отличается от сухого изложения.
zalgalina
Feb. 20th, 2015 07:55 pm (UTC)
Спасибо,Таня.
tsibirinka
Feb. 20th, 2015 09:22 pm (UTC)
это надо увидеть своими глазами
zalgalina
Feb. 21st, 2015 06:52 am (UTC)
Конечно. Впечатление от этого будет ошеломляющим.
(no subject) - tsibirinka - Feb. 21st, 2015 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Feb. 22nd, 2015 08:18 am (UTC) - Expand
beloruska_id
Feb. 20th, 2015 09:51 pm (UTC)
Галина, потрясающе! Последняя фотография продрала морозом по коже. Просто физически ощутила эту боль пробитых ног. Ничего не слышала о таком интересном мастере. И трудно представить, что это вырезано не из камня, а из дерева. А у меня возникли какие-то ассоциации с Собором Саграда Фамилия в Барселоне. Точнее со скульптурами, изображенными на его фасадах.
zalgalina
Feb. 21st, 2015 07:31 am (UTC)
Этот гвоздь с содранной кожей...Как вечный укор нам за то, ЧТО сделано для того, чтобы мы стали лучше, чище, добрее - и каков результат...

Увидеть Собор в Барселоне Гауди - еще одна из моих мечт.Здесь важно личное восприятие. Может быть,Вы правы. Творцом его скульптур также был неоднозначный и высоко духовный человек.Вы были в Барселоне?

Ирочка,скоро конец месяца.Хотелось бы узнать дату...
bruchwiese
Feb. 21st, 2015 09:30 am (UTC)
Залгалиными глазами.
Галя, Вы показали скульптуры так, как их редко кто увидит и прочувствует. СПАСИБО!
Я тоже давал пост про мастера:http://bruchwiese.livejournal.com/168537.html
"Пинзель вернулся из Лувра во Львов..." был горд, что Париж видел ЕГО! : )
Сейчас просят и приглашают выставку работ в Нью-Йорк
zalgalina
Feb. 22nd, 2015 07:17 am (UTC)
Re: Залгалиными глазами.
Я знаю этот Ваш пост, ведь я долго готовилась к встрече с Пинзелем. Очень расстроилась, когда Вы сказали, что вроде бы Музей на ремонте.Но всё равно поехала, - и не напрасно.Вы очень верно подметили - ВСЕ двери для меня оказались открыты.
А Музей, очевидно, скоро закроют - мне показалось, что там готовятся к ремонту.
Сейчас начала писать продолжение,- из Вашего поста возьму последний ролик.Хорошо?
Спасибо,Борис Владимирович.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 87 comments — Leave a comment )

Profile

Черновцы
zalgalina
zalgalina

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner