zalgalina (zalgalina) wrote,
zalgalina
zalgalina

Про загадочные кресты в Буше.



Скажите, пожалуйста, интересуетесь ли вы тем, кем были ваши предки? Где и как они жили, ходили, чем занимались, где нашли свой последний земной приют? И почему мы начинаем задавать такие вопросы не тогда, когда еще живы наши родители, наши дедушки, бабушки, а еще лучше - прабабушки, которые так много могут рассказать нам, а тогда, когда мы сами начинаем переходить в категорию предков, и наши вопросы безответно повисают в воздухе...

История, которую мне хочется рассказать вам, произошла всё в той же удивительной Буше, которая так внезапно вошла в мою жизнь, наполнив её новыми знакомствами, встречами, открытиями, неразгаданными вопросами и загадками.
И героем моего рассказа будет всё тот же Виктор Михайлович,- удивительный человек, обладающий бесценным даром - искренним интересом к жизни и умением увлечь этим каждого, кто попадает в его знаменитую усадьбу.




Именно в мой второй приезд в Бушу Виктор Михайлович решил вплотную заняться разгадкой истории таинственных крестов, один из которых, по рассказам  родителей, принадлежал его пра-пра-пра-прабабушке. И я очень ему благодарна за то, что была привлечена к этим поискам в качестве сопровождающего лица, "пресс-секретаря"  и фотографа.

Смотрим внимательно на фотографию, чтобы как-то ознакомиться с топографией местности. Наш ориентир - телевышка, виднеющаяся из-за леса. (Кстати, рядом с этой вышкой, только  правее, находится знаменитый бушанский Лабиринт). Лес насажен сравнительно недавно, так как Виктор Михайлович вспоминает, что во времена его детства эти склоны были абсолютно безлесые, поросшие невысокой, но густой и очень скользкой  травой - по ним  местные ребятишки летом съезжали на лыжах (!) , а зимой - на санках, лыжах и всевозможных подпопных подручных средствах. Безлесый склон местами пересекали глубокие овраги, и зимой над этими расщелинами в морозном воздухе всегда клубился белесый пар. Это было очень таинственно - казалось, что будто бы гора дышит
И еще запомнил отчетливо Виктор Михайлович, - возвышались  кресты над селом, как бы сверху наблюдая и за жизнью села, и за ним -  маленьким, потому что показывая в эту сторону, родители говорили - там похоронена твоя пра-пра-пра-прабабушка.




Много воды утекло с той поры по шумной Бушанке, на склонах горы Леськівкі вырос самый настоящий лес, а для Виктора Михайловича пришло ЕГО время - время "собирать камни"...

Так начался наш долгий поход на поиски таинственных крестов.




СтОит ли мне рассказывать вам о том, сколько я получила удовольствия от этой прогулки! Сколько стихотворений об осени мелькало в моей голове! Как жадно я вдыхала прохладный воздух, наполненный ароматами увядания. Как подставляла своё лицо ласковому теплу, которое вместе с живительными солнечными лучами пробивалось сквозь кроны деревьев и наполняло меня ощущением полного душевного покоя. Ну и, конечно же, поиск и тайна!
Тайна манила и притягивала к себе.

Вскоре еле заметная  тропа совсем исчезла. А лес становился всё гуще и гуще.



 Шелест листьев под ногами завораживал, отвлекал, настраивал на романтический лад, и честно вам признаюсь - мне хотелось, чтобы эти поиски никогда не заканчивались.



Потом как-то внезапно вся окружающая меня сказка изменила свой цвет. "Где-то здесь!" - сказал Виктор Михайлович.

И вот он - первый крест! Да  разве это крест? Самый настоящий каменный монумент. Скорее всего, похожий на дерево с обрубленными ветвями. Сразу же вспомнилось прочитанное когда-то: В давние-давние времена на могилах ставили каменные деревья, чтобы на них могла сесть душа умершего.
Памятник показался мне огромным и совершенно необычным. (Высота - 1,3 м, ширина - до 60 см). Подобной формы  креста-дерева я не видела, хотя имею странную манию,-  никогда не пропускаю ни одно кладбище в моих путешествиях по Украине.
На памятнике четко была видна старинная надпись, т.е он был надмогильным.



С обратной стороны надписи не было. Крест был изготовлен из местного камня - серого песчаника, залежами которого и по сей день славится Ямпольский район.
Село Буша входило в ареал, где каменотесный промысел был широко распространен, начиная с 18 века. А каменотесы и камнерезы были особой  и очень уважаемой "кастой" среди местного населения.
Камень песчаник - моё новое открытие. Само слово "песчаник", которое я впервые услышала именно здесь, в Буше, вызывало ассоциацию с песком и, конечно, предположить, что именно из него сотворены все  уникальные скульптуры и каменные изделия, которые встречались в этом селе на каждом шагу, я никак не могла.
Приехав домой, и порывшись в Интернете, моё любопытство по поводу песчаника  удовлетворено не было. Хотя в огромном количестве были предложения  о его продаже для строительных целей. И лишь прочитав с огромным удовольствием книгу Алёшкиных "Обереги над Мурафою", я поняла - с каким уникальным явлением мне пришлось встретиться.
Подробнее об этом камне я вам расскажу, когда буду писать о Гайдамацком Яре и о Парке Скульптур в Буше.
А пока вернемся в нашу чащу.



Вот что удалось разобрать в надписи, руководствуясь не только зрительными, но и тактильными ощущениями. Так как проводя пальцами по буквам и ощущая глубокие зарубки, проявлялись некоторые непонятные буквы и цифры.
ЗДС ОПО
ЧИЕТЪ
Р.Б.
М??? ЖЕНА
М???
П?СЕНЮКА
ПРЕСТАВИСЯ
РОКУ
1698 Z
?????
Буду очень признательна, если вы озвучите ваши версия прочтения этой надписи, а также ваши предположения, или же знания о форме этого надмогильного памятника.




Проходим-проползаем между зарослями кустарника и деревьями, и - следующий крест. Его форма уже совершенно иная. Рядом с крестом были видны следы раскопанной могилы.
Подобные надмогильные памятники я видела на Казацком кладбище, которое находится сравнительно недалеко (минут 10 пути от этого места) и которое также является одной из достопримечательностей Буши. Некоторые историки называют их "Мальтийскими крестами".
Мои друзья в ЖЖ знают, что обходиться поверхностными постами у меня никак не получается. Поэтому пришлось углубиться в изучение "Мальтийских крестов" и понять, какое отношение они могли иметь к крестам, установленным на Казацком кладбище. Сходство, конечно,есть. Но только в принципе.
.



 Подобные кресты появляются на гербах гетманов Украинского казачества. Например, - на гербе  гетмана Петра Дорошенко (1627-1698 г.г.).
 Прошу историков и специалистов по геральдике не судить строго. Дилетантизм, несомненно, присутствует в моих постах. Но и есть очень большое желание разобраться в непонятных для меня явлениях.
А насчет формы крестов -
это только моё личное предположение.



Очевидно, местные каменотесы,  которые в 17-18-19 в.в. создавали каменые произведения искусства в этой местности, где-то увидев подобную форму, стали применять её при изготовлении надмогильных памятников. Причем, каждый каменотес, учитыая то, что работа велась не по шаблону (не в пример сегодняшнему времени), вносил что-то своё. Отсюда и разнообразные формы, виденных мною, мальтийско-казацко-кавалерских крестов.
Оказывается, в Украине достаточно много т.н. Казацких кладбищ с подобными крестами. И  была очень удивлена, узнав, что похожие каменные кресты встречаются в большом количестве в Ленинградской области, на Псковщине и Новгородчине.

Надпись и дату установить не удалось. Просматривались лишь отдельные буквы.




Следующий, третий  крест был обнаружен, вообще, в очень плачевном состоянии и его форму определить было совершенно невозможно. Он был значительно меньше предыдущих крестов. Надпись удалось разобрать с очень большим трудом. И необходимо ответить, что - то ли каменотёс был начинающим, то ли "небіжчик" не заслужил лучшего, но надпись, не в пример, другим крестам, была выполнена очень небрежно и совсем не красиво.
???
???
Р.Б.
МАРІА
ДРОБОТЪ
?? 1797
ГЕНВ 24




Но вот четвертый крест - порадовал, хотя и находился в подобном состоянии.



На  нем отчетливо была видна хорошо сохранившаяся надпись.
ЗДЕС ПО
ЧИВА
Ю
ТЪ РА
БЫ
БОЖІИ
БРѦТѦ
ОНУФРІЙ УМЕР
ШИ 1796 ГОДА
24 ДЕК
???????
1797 ГОДѦ
МАРТА И
НИКИТА
ДОРОШИ




Пятый крест стоял особняком.
Он оказался самым большим и монументальным. И
это был самый важный крест из всех, которые мы искали - на нём чётко проступала надпись "СТЫГАРА ЖЕНА", т.е. - пра-пра-пра-пра-бабушка Виктора Михайловича.
ЗДЕ ШПОЧИВА
ША МАРИЯ (?)
ГРІГОРАША
СТЫГА
РѦ
ЖЕНА
18     15
МЦА
ФРАѦ
24 Д



По надписи чувствовалось, что камнерезчик старался как-то украсить крест этой надписью. Посмотрите, как красиво выписаны буквы "Ж"  и "Є". Как художественно расположены цифры 18 и 15 на двух концах креста. Это не только надпись - это декоративный элемент памятника.
Только представьте - этому кресту уже 200 лет! Давно всё превратилось в прах, а камень стоИт, только потемнел от времени, покрылся лишайниками, пророс мохом. Но из глубокой дали веков донес нам имя женщины, которая  любила, страдала, радовалась, рожала детей - жила на этом свете.
Как кстати здесь звучали бы строчки  И. Бунина:

"Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь
".
Москва, 1915


Кем же была эта загадочная МАРИЯ ГРІГОРАША, СТЫГАРА ЖЕНА?
Искренняя благодарность моему электронному собеседнику  Владимиру Городокину (gamaleya.lub@gmail.com), который оказал мне помощь в подготовке этого поста и вплотную занялся поисками происхождения рода Стыгар. Уже документально известно, чо все они выходцы из Польши. Значит, предки Виктора Михайловича были католиками, что и подтверждает этот крест. И похоже, что переселились они в Бушу где-то в начале 18 века, когда весь этот регион находился под властью Польши.
По давней христианской традиции крест размещали в ногах умершего. (Сейчас эта традиция редко где соблюдается). Католиков хоронили с ориентацией на запад, что мы и имеем в нашем случае.



А мы принялись за работу.

Ох, нелегкая это была работа! Представьте себе - ручной пилой "разобраться" с этими хащами. Мне, конечно, было легче - я только оттаскивала спиленные ветки поросли. А вот Виктору Михайловичу пришлось поупираться основательно...



Но результат того стОил. Теперь крест был виден издалека каждому.
А на подходе к этому месту была прибита табличка "Таємничі хрести".
Интересно, заинтересовался кто-либо этим указателем?




Освобождение остальных крестов заняло весь следующий день.



Меня терзали сомнения - правильно ли мы поступили, потревожив души неизвестных, которые вот уже несколько столетий отдыхают от земных забот и тревог.
И вообще - кто были эти люди? Почему они похоронены не на общем Казацком кладбище, которое находится не очень далеко отсюда и на котором, как пишут историки, есть захоронения с 17 века?
Самоубийцы? Их по церковным канонам, действительно, хоронят за церковной оградой, в неприметном месте. Но эти кресты, стоящие на склоне горы были когда-то видны всему селу.
Умершие от  эпидемий? Но велик разброс дат захоронений - от 1698 до 1815 г.г. Да и захоронений совсем мало для эпидемии.
Погибшие от рук разбойников? Но в те времена здесь не было леса.
А может, здесь когда-то был погост, где , как правило, хоронили богатых прихожан? Внешний вид крестов говорил о том, что здесь покоятся люди не бедные. В те времена изготовление подобного каменного креста стоило больших денег. Но согласно историческим данным в 18 веке в Буше была всего одна церковь, и стояла она совсем в другом месте.
А вот  мнение Александра Михайловича Алёшкина (легендарная личность - скульптор, художник, философ, писатель, бывший столичный житель, живущий уже почти 30 лет в селе Букатинка, где вместе с женой учат в школе сельских детей и организовывают музеи), и который абсолютно случайно появился в этом лесу  именно в то время, когда заканчивалось "освобождение" крестов: Здесь было кладбище, которое снесли бульдозером и впоследствии засадили деревьями. Эти же кресты, как наиболее близкие к дороге, почему-то оставили. Может быть, он и прав. Но тогда это никак не стыкуется с детскими воспоминаниями Виктора Михайловича и с воспоминаниями старожилов, которые не помнят кладбища на этом склоне, а помнят там только несколько возвышающихся крестов.




И самое удивительное то, что никто  ни из старожилов, ни из руководства Бушанского заповедника ничего не мог сказать об этих крестах. Как будто бы этими огромными, старинными, красивыми  крестами - историческими памятниками местных каменотесов, которые как огромные обереги возвышались над селом до того, как заросли густым лесом, никто никогда не интересовался.
Есть еще одна очень интересная версия. Это отдельное захоронения колдунов-знахарей-ведунов. Пришлось "перелопатить" книгу "Колдовство" (1877г.) Антоновича В.Б. , который исследовал на этот предмет в том числе  этот регион Приднестровья.  К колдовству в те времена относились довольно-таки толерантно, т.к. приходилось обращаться к этим ведунам-ведуньям и в случае болезней и от вяческих напастей. Возможно, потому и похоронили их на таком видном месте - над селом, в качестве оберегов...
Но тогда получается, что предком Стыгарей была колдунья?
А почему бы и нет? Почему не предположить, что  зеленый луч, который появился спустя пару часов, после того как было расчищено место вокруг креста  "СТЫГАРА ЖЕНА", в нескольких десятках метров от него - у Лабиринта,  и есть приветом от тех, неизвестных нам сил, которые, несомненно, существуют, но мы не хотим в это верить, а всему ищем объяснения с точки зрения науки.




А на следующий день, когда были "освобождены" остальные кресты, в вечернем небе на том же месте, у Лабиринта, появилась вот такое дивное небесное явление, похожее на элемент  вертикальной радуги. Хотя ни о каком дожде ни до и ни после не могло быть и речи.
К сожалению, я не успела запечатлеть это чудо. Повезло туристке Марине из Днепропетровска, которая  именно в этот день приехала в усадьбу Виктора Михайловича.




А Виктор Михайлович ходил по "новоиспеченной" просеке и улыбался. Было видно, что ему легко и радостно на душе от того, что он исполнил что-то своё, заветное. Именно то, что ему недавно пригрезилось. Хотя до сих пор он не может понять - то ли это была явь, то ли сон...
С разрешения Виктора Михайловича рассказываю вам то, что может показаться вам "нісенітницей". Но давайте очень-очень поверим ему. Ведь для этого нужно так мало - всем нам, разделенным ужасным недопониманием и противостоянием, понять друг друга и очень захотеть, чтобы эта ужасная война прекратилась. Ведь именно это и пообещала пра-пра-пра-пра-бабушка Виктора Михайловича: "Освободи кресты - и война закончится".

Широкая просека готова - ЖДЁМ И ВЕРИМ...




P.S.Понимая всю предполагаемую  для истории ценность показанных старинных памятников, сообщаю, - никаких манипуляций с ними, типа мытья, скобления, перекопирования на бумагу и т.д., совершено не было. Ни одно дерево также не пострадало. Были лишь срезаны ветви кустарниковой поросли.

И еще. С затаенной болью  прочитала очерк "Одинокая могила в лесу", об отношении к подобным одиноким захоронениям в Германии. И хотя с глубоким уважением отношусь к  организаторам Национального заповедника, всё таки задаю свой вопрос - почему же  эти монументальные кресты, которые находятся на территории  заповедника, где на учете должна быть каждая историческая памятка, и куда ежегодно съезжаются тысячи туристов, до сих пор стоят без должного внимания и уважения к памяти тех, души которых до сих пор, несомненно, витают над этими заброшенными могилами? А ведь испокон веков  небрежное отношение к умершим считалось недопустимым и осуждалось живущими. Почему же мы забыли об этом?  Почему зарастает травой уникальное Казацкое кладбище, и память о наших предках всё глубже и глубже уходит в землю, а ветер, дождь и снег стирают бесценные записи - свидетелей давнего и славного прошлого?
Каждый из нас должен знать и помнить историю своей страны. И не важно, что встретилось на нашем пути - разрушенные остатки крепости, непонятные руины, старинная, еле дышащая на ладан, церковь, заброшенное кладбище, одинокая могила в лесу - ведь всё это наше наследие. И если нашему государству нет никакого дела до этих немых свидетелей прошлого, то давайте не проходить мимо, а сделаем всё возможное, чтобы обратить на них внимание.
Как сделал это Виктор Михайлович Стыгар - хороший человек, искренне любящий свою родную землю.


Еще P.S. Для жителей и туристов Буши, (если таковые заглянут в мой журнал), предлагаю карту и координаты крестов, которые мне любезно предоставил Владимир Городокин
N 48°20'21.81", E 28° 6'48.34"
По этой карте легко можно найти загадочные кресты. Слева, примерно по центру, недалеко от вертикального столба (телевышка) - пять красных точек.






Но окончательная точка в этой истории еще не поставлена.
При возможности хотела бы  обратиться в архив г.Хмельницкого, где, предположительно, находятся церковные книги села Буши. Может быть, они прольют свет на эту загадочную историю. Ведь некоторые имена и даты всё-таки нам уже известны...

ПОСЛЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ.
Не могу не показать вам письмо-рецензию на мой пост  украинского историка Виктора Владимировича Березяка,
 Виктор Владимирович 19 лет занимался исследованием истории Буши, потому его очень интересные и профессиональные дополнения  к моим "изыскания"  имеют для меня большую ценность.
Письмо показываю полностью:

8 ноя. в 23:30 "Галина Владимировна, добрый вечер. Спасибо за интересный материал. Прочитал сразу.
Ваше новое исследование "О таинственных крестах" - пример многим ( ! ) - как надо самостоятельно проводить историческое исследование.
Здесь видим:
1) качественные, с точки зрения ракурса, фото-снимки;
2) прорисовки надписей ;
3) карту местонахождения памятников;
4) историческая справка о крестах ( воспоминания бушанцев, мнение исследователей (А. Альошкин, М. Стыгар...)
5) научные гипотезы автора о возможном происхождении крестов в данном месте.
Как и все Ваши материалы, этот читается легко и с большим интересом.
Надеюсь, что этот материал обратит на себя внимание работников бушанского историко-краеведческого музея и они внесут в свой план научных исследований Буши вопрос о паспортизации всех некрополей из села Буша ( в том числе и бывшего города Антополя - Пронского - части современной Буши ). Сохранять могилы предков - это священная обязанность всех и всегда.
А таких кладбищ, по воспоминанию бушанцев в нач.20 века, да и по историческим записям нач.19 века, насчитывалось девять. Где они ???
О некоторых местах, таких кладбищ села Буша, знает Александр Александрович Пирняк.
Такие работы надо проводить. Методика паспортизации должна быть подготовлена специалистами в Виннице и внесена в план работы.
Теперь о надписях.
1) Есть легенда о основании села Дорошовки (1901г.) сыновьями Дороша из Буши. Что мы видим? Могилы Дорошей в Буше есть (!!!)
Но такие легенды есть и об основании Мыронивки, Дорошивки, Петрашивки жителями, уничтоженной в 1654 г., Буши.
К чему я веду? Петраш, Дораш, Григораш - молдавские фамилии. В этой местности еще в 15 - 16 веках селилось много молдаван. Возможно, надпись Мария Григораш, жена Стыгара и надо понимать, как: жена Стыгара - Мария (по девичьей фамилии - Григораш ),
Таким образом, родственники Марии - жены Стыгара, после её смерти, хотели сохранить на кресте родовую - девичью фамилию - Григораш,
2) Возможно и крест для Марии Стыгар изготавливался в Молдавии. Как пример, моей бабушке Цуркан Соломии Стратиивне родители заказывали изготовление креста - "дубочек" ( с обрубленными ветвями) на молдавской стороне. Тогда становится понятным, почему родственники Марии Григораш (Стыгар) сделали такую надпись. Связи населения Молдавии и Украины в районе Днестра были постоянными. Польские шляхтичи жаловались королю ( нач.17 в.), что жители Молдавии косят травы на левом берегу (польском) Днестра. Известно, что после восстаний в Приднестровье ( 1734 ?) против поляков, значительная часть жителей Буши, как и других поселений, переселилась в Молдавию. Такие переселения в Молдавию происходили и ранее (1630-40х годах). Когда менялась политическая ситуация многие возвращались назад.
3) Первый крест (1698г) очень похож на геральдический крест (знак), что-то подобное встречаем на родовом гербе Ивана Мазепы.
4) Место, где расположены эти кресты - есть старое кладбище или его часть, в этом прав А. Альошкин.
Если Вы заметили, эта часть старого погоста находится на склоне горы, которая понижается в сторону речки Бушанки. Значительная часть крестов и плит, по моему мнению, находятся под слоем грунта, который после дождей присыпал покосившиеся и упавшие кресты. Такая подвижка грунта и стала причиной быстрого разрушения (за 300 лет) старого погоста. Она была вызвана тем, что для этого кладбища ( в нач.- сер. 18 века ) был расчищен участок молодого леса Обратите внимание, что даже в наше время там почва "рыхлая" (лесная). Это моё личное предположение.
Фамилия Стыгар редкая и интересная. Возможно её корни, как и фамилии Григораш, молдавские ?

Если у Вас будет возможность, просил бы ознакомить с этим письмом и Виктора Михайловича Стыгара.

Изучить это место, предположительно старый погост Буши (кон 17- нач.19 в.в.) должны специалисты археологи. Дать своё профессиональное заключение. После - определить его границы и внести в реестр памятников истории местного значения.

Галина Владимировна, огромное спасибо Вам, что Вы дали мне возможность снова побывать в Буше.
С наилучшими пожеланиями. Виктор Березяк"

ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВЕРНЕЕ, ОКОНЧАНИЕ ЭТОЙ ИСТОРИИ.

Насмотревшись телепередач о том, как в Великобритании простые люди ищут своих предков, как перед ними распахиваются двери всех архивов, как включаются в эти поиски буквально все, кто может чем-нибудь помочь, решила и я, по тем данным, которые были обнаружены на надмогильных камнях, заняться поисками сведений об этих неизвестных, живших на нашей земле.
В 1765 году в селе Буша была построена церковь Св.Михаила. В настоящее время церкви нет, но церковные книги, куда заносились сведения об родившихся, венчавшихся и умерших, были переданы в фонды государственного архива Хмельницкой области (ф.18.Церкви Подольской и Волынской губерний (коллекция)(1796-1920). Я, по наивности, возомнив себя исследователем, уже представляла себя, сидящую в архиве, среди толстенных старинных фолиантов, листающую, в белых перчатках (так видела по телевизору), метрические книги .
Для начала я послала запрос в Хмельницкий Государственный архив по поводу пра-пра-прабабушки Виктора Михайловича (по его просьбе). Мне казалось, что данных для поиска в метрических книгах церкви Св.Михаила предостаточно - предполагаемое имя, фамилия, точная дата смерти.
Ответ пришёл следующего содержания:

"Услуга по поиску предков в архивах Украины - платная.
Для поиска необходимо сообщить точный год рождения, брака, смерти
разыскиваемого лица.
Также необходимо сообщить точные фамилию, имя и отчество искомого.
Без этих данных архив помочь Вам в поиске не сможет.
Также необходимо указать Ваши ФИО и точный адрес (почтовый) Вашего проживания.
архив".

Комментировать ответ не буду, так как понятно, что никогда ничего не удастся узнать о тех людях, которые покоятся на горе Леськивка, и никогда не удастся разгадать загадку тех крестов.
С одной стороны - всё правильно. Государственный архив - это серьёзное учреждение, которое, несомненно, загружено запросами о поисках своих родственников, о поисках метрических данных (кстати, копирование любого метрического документа стоит 50 долларов). То есть любителям-туристам-энтузиастам там не место. Возможно, это и правильно. Была бы я научным сотрудником, или известныим писателем - тогда, по письму из вышестоящей организации, наверняка, мне бы предоставили метрические книги. И сидела бы я в белых перчатках, и листала бы толстые фолианты. И было бы всё так, как в далёкой Великобритании, которую так напрасно показывают по нашему, украинскому телевидению. Только там всё это доступно простым смертным и даже без писем из вышестоящих организаций...

"З А К О Н  У К Р А Ї Н И
Про Національний архівний фонд та архівні установи
Розділ V
ВИКОРИСТАННЯ НАЦІОНАЛЬНОГО АРХІВНОГО ФОНДУ
Стаття 15. Доступ до документів Національного архівного
фонду.
...Громадяни України мають право користуватися документами
Національного архівного фонду або їх копіями на підставі особистої
заяви і документа, що посвідчує особу..."


http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3814-12

КОНЕЦ.



Tags: Буша, Стыгар Виктор Михайлович, Украина, загадки, хорошие люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments