zalgalina (zalgalina) wrote,
zalgalina
zalgalina

Categories:

Моя Венеция. Скуола Сан Рокко. Геркулес.




Начало ЗДЕСЬ.
Вот и подошли мы, наконец, к самой загадочной из скульптур Франческо Пианта.
Когда я издали увидела  изломанную человеческую фигуру, втиснутую в узкий промежуток между двумя колоннами и возвышающуюся в конце огромного зала скуолы Сан Рокко, окруженную со всех сторон картинами Тинторетто на сюжеты Ветхого и Нового Завета, то  решила, что это Распятие. Но чем ближе я подходила, тем яснее мне становилось, что я ошибаюсь. От скульптуры веяло ужасом. Картина слева, изображающая мучения Св.Себастьяна, исколотого стрелами, усугубляло это впечатление. А Св.Рокко, находящийся справа и выставляющий свою "чумную" оголенную ногу тоже вносил предчувствие чего-то трагического.

32.jpg

Непонятная фигура вблизи оказалась еще страшнее. Я терялась в догадках. Было видно, что изображаемый человек испытывает страшные мучения. Его взгляд был взглядом безумца, но смотрел он не на меня, а куда-то вниз. Правую руку он закинул за голову , а левой, неестественно вывернутой, держал странный диск с еще более странным изображением - лицо, не лицо. - скорее какая-то рожица, которая смотрелась в этом зале, с такими грандиозными и серьезными картинами, совсем уж неуместно. Но это было еще не всё. Присмотревшись, я обнаружила,  что в правой руке он держит еще одну маленькую голову с длинными волосами, но такую же страшную и непонятную. Тут уж у меня, вообще, голова пошла кругом. Вспомнив, что у меня есть путеводительный листок, я заглянула в него, в надежде, что всё станет ясно и прочитала - "Геркулес".

1.jpg

Не скажу.что я такой уж знаток греческой мифологии, но кто такой Геркулес-Геракл и каковы его подвиги, я хорошо знала. Совсем недавно рассматривала его скульптуры в Вилянувском Королевском дворце. Практически везде он изображается мощным обнаженным мужчиной, обязательно с бородой, а в руках, или рядом с ним всегда дубина, которой он убил Немейского льва. И еще один непременный атрибут Геракла - убитый лев, или же его шкура с головой и раскрытой пастью, которую Геркулес иногда набрасывает на плечи или на голову. Классику - фарнезского Геркулеса-Геракла, на всякий случай, показывать не буду (очень уж натуральный), а покажу Гераклов, которые я подсмотрела в  Вилянувском дворце в Варшаве. Видим: мощь, бороду, дубинку и убитого льва.


И здесь то же самое, за исключением того, что шкура со льва уже снята.


А что же мы видим на этой картинке? Худой, бородка жиденькая, шкуры львиной нет, дубинки нет, - вместо неё в руке какой-то непонятный диск, похожий на подсолнух, или на солнечный диск, да еще и с глазками. Вообще-то, у меня мелькнула мысль, что в правой, закинутой за голову, руке у него львиная головка, но я тут же ее отбросила. А еще он весь обмотан какими-то непонятными полосками ткани, которые и объяснить никак невозможно. Да и место для языческого героя совсем неподходящее - со всех сторон, и даже сверху -  сплошное христианство.
Так я и ушла из скуолы в полном недоумении и с твердым убеждением, что это не Гекрулес.

32.jpg

Но Геркулес-Геракл не забывался. Поиски в Интернете  ничего по этому поводу не прояснили. И только  спустя пару недель, когда добрый человек taras_palkov посоветовал мне книгу о Венеции, авторства Аркадия Ипполитова, я  нашла  замечательное разъяснение, чье же это изображение и каков в нем смысл. Мне кажется, что это не может быть не интересным.
Аркадий Ипполитов не претендует на то, что его версия окончательна, но егг доводы  о том, что это именно Геркулес очень убедительны.
В правой руке  Геркулес, действительно, держит за гриву львиную головку, а в левой - солнце, которое является символом Истины в мировой культуре. Я нашла это изображение  в "Иконологии" Чезаре Рипы, о которой уже рассказывала. Но почему именно Геркулес представляет собой эту истину, да еще в таком виде?


А далее - сам Ипполитов, потому что лучше не скажешь: "Я уверен, что ткань на теле Геркулеса, разорванная в клочья, намекает на обстоятельства смерти героя, за которой последовало обожествление и бессмертие. Геркулес, доведённый до исступления муками, причиняемыми одеждой, которую его жена Деянира, желая вернуть себе угасающую любовь супруга, пропитала отравленной кровью коварного Несса, сжёг себя заживо на погребальном костре,Лоскуты – разодранная одежда, дар Деяниры, ставшая саваном героя. Солнце в руке Геркулеса – тот самый очистительный огонь, который помогает ему умереть, чтобы стать бессмертным. Нестерпимые муки, испытываемые Геркулесом прежде чем он «мощно сбросил всё людское», объясняют его дикую, болезненную яростность, что так поражает в этой скульптуре, одной из самых оригинальных трактовок образа Геркулеса в изобразительном искусстве".


Фото изумительной гравюры из коллекции Британского музея.




Конечно, полного удовлетворения от подобного разъяснения я не получила, кроме того, что убедилась, что это, действительно, изображен Геркулес. Но почему именно Геркулес, полубог, герой мифов Древней Греции находится в самом главном зале скуолы Сан Рокко? Ведь её оформление, наверняка, продумывалось и решалось коллегиально, в нем принимали участие все члены братства Сан Рокко. Какие доводы в защиту Геркулеса приводил сам Франческо Пианта? Или же это был специальный заказ от братства? Это так и осталось для меня вопросом. Но думаю. что не только для меня...


В следующий раз перейду к, незаслуженно забытому,  Тинторетто.

Внимательно читала и рассматривала: "Iconologia or moral emblems by CESARE RIPA " , "Только Венеция. Образы Италии" Аркадий Ипполитов.
Фотографии из "Иконологии" и собственные фотографии.

Tags: Венеция, Италия, Франческо Пианта, скуола Сан Рокко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments