zalgalina (zalgalina) wrote,
zalgalina
zalgalina

Categories:

Моя Венеция. Скуола Сан Рокко.


Опять возвращаюсь в Венецию, в тот благословенный, первый день наших походов. Мы все еще  в сестьере Сан Поло, где находится, по очень образному выражению очень интересного писателя, сердце Венеции - скуола Сан Рокко. И хотя многие известные  блогеры ЖЖ считают, что писать об этой достопримечательности - дурной тон, по причине многочисленности постов, посвященных скуоле, лишить себя удовольствия еще раз прогуляться по этому чуду, которое напрочь засело в моей памяти, я ни в коем случае не желаю.

Конечно, хотелось бы начать с внешнего вида скуолы Сан Рокко, но квадрокоптера у меня, увы, не имеется, поэтому предлагаю вам фотографию, позаимствованную  у одного из моих любимых сайтов.
На фотографии мы видим кампо (площадь) Сан Рокко и фасады двух прекрасных зданий - справа - церковь Сан Рокко и слева  - скуола Сан Рокко.


В прошлый раз я пыталась объяснить, что в моем понимание есть СКУОЛА. Конечно, это было очень бледно и не вразумительно. Но добрые люди подсказали мне интереснейшего автора - Аркадия Ипполитова, который в своей замечательной книге "Просто Венеция" очень просто и доходчиво объясняет этот термин. Для желающих и интересующихся прячу под спойлер  большую цитату автора.
[Spoiler (click to open)]
"Венецианская Scuola – это светское сообщество-организация, объединяющее определённую группу жителей (не обязательно граждан, это могли быть и представители диаспоры, не получившие полноправного гражданства) в некое братство, имеющее свой собственный статус, свои права и свои обязанности перед государством, а также собственные интересы и свою собственную линию поведения политического, социального и даже культурного. Объединение происходило по принципу принадлежности к профессии, к району проживания, к социальному статусу, но решающим всё же было некое сродство душ, и венецианская Scuola есть нечто среднее между средневековым цехом, английским закрытым клубом и современным негосударственным союзом – то есть нечто очень оригинальное, специфически венецианское и в истории Венеции многое определяющее. Первые Скуолы появились в XI веке, их количество росло, доходило до 400, и Сенат, то есть центральная власть, на них и опирался, и с ними боролся в одно и то же время. Скуолы были добровольно сформированными ассоциациями в результате проявления воли свободных граждан. Они старались добиться независимости от государственной власти, ограничив её вмешательство и противодействуя попыткам регламентации со стороны Сената. Короче, венецианские Скуолы определяли общественные отношения вне рамок властногосударственных структур, но в рамках государства как такового, и в этом смысле были шагом на пути создания развитого гражданского общества, которое является важнейшей предпосылкой построения правового государства. Были, да сплыли, потому что Наполеон после оккупации Венеции упразднил Скуолы вместе с республикой. Каждая Скуола обладала своим зданием, в котором были залы для собраний, молитв и отдыха, библиотеки и различные другие помещения, соответствующие важности и влиятельности Скуолы, ибо все они делились на два разряда: Скуоле Гранди, Scuole Grandi, Большие Скуолы, и Скуоле Минори, Scuole Minori, Скуолы Малые. Малые могли быть больше Больших, но в Scuole Grandi заправляли патрицианские семьи, а Scuole Minori – средний класс. Каждая Скуола имела свой устав, «мариегола», mariegola, от латинского matricula, «запись», также именуемый Материнским Правилом. Некоторые мариеголы дошли до нас и представляют собой роскошные манускрипты, украшенные миниатюрами. По ним, этим канцелярским по сути своей документам, можно судить о том, какую огромную роль в деятельности Скуол играла эстетика как таковая. Как феномен эстетический Скуолы и вошли в историю, потому что они, имея внушительные и совершенно независимые от государства финансовые средства, на протяжении всего существования Венецианской республики были важными заказчиками художников, архитекторов, скульпторов и других мастеров, чуть ли не более важными, чем Сенат. Скуолы щеголяли одна перед другой величием своего декора, но Наполеон, лишив Венецию свободы и упразднив институт Скуол, большинство зданий, им принадлежащих, национализировал. Картины, книги, утварь и мебель частью передал в музеи, а частью разграбил и пустил на антикварный рынок. Несколько Скуол всё же сохранились почти нетронутыми, и, более того, некоторые из них после крушения Наполеоновской империи возродились как общественные организации и существуют по сей день, хотя сегодня их роль в Венеции – лишь бледный отблеск того значения, что Скуолы имели во времена своего расцвета. Каждая из сохранившихся Скуол – великий музей, они обязательны для посещения и упоминаются в каждом путеводителе, хотя значение термина «Скуола» везде объясняется лишь приблизительно. Это естественно: историей Скуол никто нигде и никогда глубоко не занимался и пока не существует ни одного исследования, посвящённого их роли в жизни Венецианской республики. Все пишущие о Венеции объясняют термин «скуола» невнятно, как нечто среднее между религиозным братством и благотворительной организацией. Почему? Может быть потому, что тема эта слишком опасна, так как неудача Скуол, этого шага на пути создания развитого гражданского общества и предпосылки построения правового государства, является доказательством невозможности построения правового государства в принципе. И что тогда делать, если раскрутят и осмыслят эту историческую неудачу конкретного феномена западной цивилизации? Как будет выглядеть европейская демократия и что будет с её ценностями? История Венеции – опаснейшая тема, и Скуолами занимается лишь история искусств, а она, будучи дура дурой, смотрит на них как на собрание картин, да и только. Все, кто о Скуолах от историков искусств знают, думают – ну школа да школа, почему бы и нет? Я от некоторых вполне образованных людей слышал мнение, что в Скуолах учили детей и юношество...
Хочется поскорее зайти в скуолу, но, возможно, кого-то интересует, кто же этот Святой Рокко, или его еще называют Святой Рох. Если очень кратко (подробностей много в Сети) - это Святой, почитаемый в католической церкви, как защитник от чумы и прочих заразных болезней и напастей. Особенно любим в Венеции, так как венецианцы считают, что он неоднократно спасал их родной город от чумы. Родился Святой Рокко около 1295 года во Франции, а умер в 1327 году там же. Его останки венецианцы тайно привезли в Венецию, и находятся они в церкви Сан Рокко, которая напротив скуолы. Если дотерпите, то мы в неё тоже зайдем.
Скуола Сан Рокко была построена почти 500 лет назад. Строили её очень долго. Знаменита тем, что 27 лет в ней писал картины великий и знаменитейший венецианский живописец Якопо Тинторетто (1518-1594). В прошлом году широко отмечали его 500-летие . Писать  восторженные возгласы по поводу этого имени  не буду, потому что у меня просто не хватит слов, чтобы выразить те чувства, которые я испытала, встречаясь в Венеции ежедневно с его картинами.
Итак, заходим.
Первое впечатление  - простота, торжественность и тишина... И моё удивление - столько слышала и читала  об этом грандиозном музее Тинторетто, а здесь никого нет. Но это, наоборот, обрадовало, - я уже предвкушала удовольствие - спокойно, без толпы, без спешки, рассмотреть все-все (кстати, Тинторетто писал не фрески, а картины маслом на холсте). В кассе нам  услужливо  предложили схему скуолы и план расположения картин с их названиями, причем, на русском языке.


На первом этаже (Sala TERRENA) размещены картины на сюжеты из Нового Завета.
Сейчас будет небольшое отступление. Почти все картины Тинторетто, которые есть в Венеции  можно найти в Сети, причем они, как правило, отличного качества. Мне же очень дороги мои собственные фотографии. Потому что каждая из них - это мгновение моей жизни, которое, увы, уже в прошлом. Но его оттиск всё-таки остался. И так как  я считаю свой журнал своим личным дневником и территорией, то  буду стараться размещать здесь только собственные фотографии. Моя фотокамера - это  цифровая "мыльница", поэтому я вас и предупреждаю о соответствующем качестве. И кроме того, мне сейчас интересен сам процесс узнавания сюжетов, потому что тогда, когда я была в Скуоле Сан Рокко, не все картины удалось хорошо рассмотреть. Основным источником и помощником будет Новый Завет. (Старый Завет будет нужен в последующем). Отсюда и формат этого поста. Буду рада, если вы будете рассматривать Тинторетто вместе со мной.
Первая картина, конечно же, Благовещенье. Один из моих любимейших сюжетов.


Над каждой фотографией я "поработала", чтобы "выровнять" картину, что также доставило мне массу удовольствия.
И сразу же, с первой картины - гений Тинторетто. Да простят меня искусствоведы, что я вторгаюсь в их область, но, пересмотрев в прошлом массу "Благовещений", вижу здесь совсем необычное изображение этой сцены. Во-первых, этот ворвавшийся в дом Марии сонм ангелов. Разве вы не слышите, как трепещут их крылышки? Парящий Архангел Гавриил, указывающий на сияющего голубя. В  руках Божьего вестника нет традиционной лилии. И испуг Марии...
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие...(От Луки: 1:22-29)


Разглядывая увеличенную картину увидела вдали, в развалинах, там где источник света, еще одно действующее лицо. Кто бы это мог быть? И что у него в руках?



Следующая картина "Поклонение волхвов".
Предистория этого сюжета: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят:
Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". (От Матфея.2:1-8)


И вновь, очень интересная трактовка сюжета. А еще я сделала для себя маленькое открытие, внимательно читая Новый Завет. Всегда считала. что волхвы пришли к Младенцу Иисусу, когда он еще находился в хлеве. Но при перечитывании, обнаружила следующее: "И вошедши в ДОМ, увидели Младенца с Мариею, Матерью его" (Мф: 2-11). И еще одна подсказка, когда и куда пришли волхвы. Предполагаю, что Тинторетто совсем не напрасно изобразил двух горлиц (или голубей) на переднем плане. Т.е. Младенца уже готовились нести в Храм для обрезания. На заднем плане кавалькада, сопровождающая волхвов, всё те же радостные и оберегающие Ангелы и неприметная, но такая важная здесь деталь - Вифлеемская звезда над Младенцем.
"И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (От Матфея. 2:1−12)


Проходим дальше вдоль стены - "Бегство в Египет".
"...Когда же они отошли, вот, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и мать Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, взял Младенца и мать Его ночью и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода"; (от Матфея. 2:13-14)


По небу мечутся тучи, колышутся ветви деревьев, сильный ветер пригибает травы к земле, - все говорит о надвигающейся опасности. На заднем плане тоже тревожно. Куда-то бежит крестьянин с мешком, рыбак торопится вытащить сети. Но Мария удивительно спокойна, - она с нежностью глядит на Младенца. И только Иосиф тревожно смотрит на них и, пытается остановить осла, чтобы они немного отдохнули от дальней дороги. Об отдыхе нам говорит посох, лежащий на земле, с их нехитрым скарбом.


"Избиение младенцев". Это ужасная картина. Зрителей спасает только то, что картина висит высоко, поэтому практически невозможно услышать крики, вопли, детский плач,  рыдания и проклятия, которые закладывают уши, если разглядывать Тинторетто с близкого расстояния. В Венеции я пересмотрела много его картин, но ни одна из них не была статична. Как это ему удавалось? Иногда это движение так давило на мозги, что хотелось отвлечься чем-нибудь другим. Эта картина - одна из тех.



"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось речённое через пророка Иеремию, который говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (От Матфея. 2:16-18)






Следующей в ряду  была картина, изображающая кающуюся Магдалену. Но сфотографировать её было очень сложно, да и я была тогда под впечатлением от предыдущего Евангельского сюжета, поэтому Магдалены у меня нет. А следующую фотографию показываю, чтобы вы увидели насколько грандиозен и величественен зал скуолы по сравнению с человеческой фигуркой. И как огромны картины Тинторетто. Картины в этом зале он писал, когда ему уже исполнилось 70 лет, т.е. они были написаны позже всех. Поэтому все путеводители советуют осматривать сперва верхние залы.


В центре зала находится изображение Св.Роха, который практически везде, и в скульптурах и на картинах поднимает правой рукой край одежды, чтобы можно было получше рассмотреть его левую ногу. Рядом с ним всегда сидит собачка. Согласно его жизнеописанию, помогая больным в Италии, он заразился чумой, и чтобы не заражать других, удалился умирать в лес. Но приблудившаяся собачка лизала его чумные раны и приносила какую-то еду. Это его и спасло, - он выздоровел и продолжал помогать чумным больным.



Когда же эпидемия закончилась, врачеватель вернулся на свою родину, во Францию. Но тут его приняли за шпиона и посадили в тюрьму, где он и умер. Об остальном я уже рассказывала.

campo-di-san-rocco-venecia.jpg

С правой стороны огромной залы находятся еще две картины Тинторетто, которые мы с вами также осмотрим. На следующей фотографии видно, что  Тинторетто писал картины  специально под оформление скуолы. Картина удачно вмонтирована в дверной портал.Он очень хотел получить этот заказ, и везде пишут, что Тинторетто обошел всех других художников, сразу же написав не эскизы, а картину, Нашла в Сети, что в этом году вышел документальный фильм "Бунтарь в Венеции". Но, к сожалению, кроме трейлера, фильм в Сети найти не удалось. Буду очень благодарна за ссылочку на просмотр всего  фильма.



Картина "Обрезание Господне" была реставрирована в 1970 году. Благодаря этой реставрации было установлено, что в её написании принимали участие художники мастерской Тинторетто, в том числе и его сын Доменико Тинторетто. Но думаю. что это нисколько не умаляет её художественную ценность. Картина изумительно прекрасна, несмотря на такой несколько интимный, но такой трогательный сюжет.


"
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных"
(От Луки.2:21-24).



Обратите внимание, как изображен нимб вокруг головы Марии, и какое нежное сияние исходит от Младенца. И с каким благоговением и вниманием смотрит на Него священник.



Над порталом следующей двери - картина "Вознесение Марии".



В Новом Завете ничего не сказано о кончине Девы Марии, возможно, поэтому у католиков и православных иконография этого события различна. Вдаваться в богословские вопросы  не буду, - мы ведь с вами только внимательно рассматриваем полотна Тинторетто.
И опять - всё в движении, в шуме, поднятого внезапным ветром и крыльями ангелов. Апостолы удивлены, изумлены, не верят своим глазам. Только что они горевали, видя в гробу безжизненное тело Матери Иисуса. А сейчас они видят чудо вознесения Марии на небо.



В украинском языке это событие, на мой взгляд, имеет очень точное название "Внебовзяття Пресвятої Діви Марії".



С сожалением заканчиваю виртуальный обход и невиртуальное рассмотрение картин Тинторетто, которые находятся в зале TERRENA.



А дальше будет подъем по лестнице на второй этаж, где мне, в полном смысле этого слова, "снесло крышу". И не только из-за Тинторетто...
Tags: Венеция, Италия, Путешествия, Тинторетто, скуола Сан Рокко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments