zalgalina (zalgalina) wrote,
zalgalina
zalgalina

Categories:

Антонины.


Мне недавно в комментариях сказали, что  пишу я о Венеции не оригинально. Я, конечно, немного расстроилась и потому решила поехать туда, где нет ни узких улочек, ни мостиков через каналы, ни дворцов, ни негритянских головок, а вместо чаек на домах можно увидеть только чирикающих воробьев. И наводнений там никогда не бывает. Хотя,простите, - зарапортовалась... Дворец там всё-таки был. И хотя от него сейчас нет и "камня на камне", кое что всё-таки осталось. Причем, настолько  оригинальное, что этот рассказ, надеюсь, сможет реабилитировать мою не оригинальную Венецию..

Сто двадцать лет назад в селе, с красивым женским именем "Антонины", стоял великолепный дворец, перед которым гуляли высокомерные верблюды с экзотичными наездниками.


Недалеко от дворца, по огромному парку, бегали и размножались самые настоящие, живые страусы, а еще тут были слоны и американские бизоны, которых, увы, не успели запечатлеть на фотографии. Ведь всё-таки это был конец  19-го века.



Но уже была  шикарнейшая оранжерея, в которой выращивались, цвели и плодоносили всяческие заморские экзоты,


а многочисленные гости, в числе которых бывал неоднократно брат Николая Второго, князь Романов с супругой, забавлялись со  львёнком по прозвищу "Левунцио". Этот львенок был  привезен из Судана хозяином Антонин, графом Юзефом Потоцким, слывший среди своих друзей-аристократов большим оригиналом..


Вот в какое интересное место я отправилась из своего родного Нетишина хмурым ноябрьским утром. Автобус был видавшим виды, колесившим еще до времен нашей независимости, но место у меня было удобным, рядом с водителем. Поэтому я с удовольствием предвкушала свою .очередную встречу с Антонинами.


Жаловаться на автотрассу, которая периодически переходила в грунтовку,  не буду, - как у нас говорят: "Терпи тіло, чого хтіло".
Через четыре с половиной часа, преодолев за это время 120 км, мы приехали на приавтовокзальную площадь. Автобус поколесил дальше, а я для себя с удовольствием отметила, что, наконец-то, в Антонинах произошли кое-какие изменения, - стало чище вокруг и появилось, справа от автовокзала, новое строение.


Новое строение оказалось торговым домом с загадочным названием "ВИМИС". Похоронный венок с оригинальным надгробием, которые встречали всех приезжающих в Антонины, красноречиво  иллюстрированные фразой "Всё всем",  напоминали не забывать о бренности земной жизни.


Правда, в этот раз из автобуса вышла только я одна. Да и в Антонинах я была уже в третий раз, каждый раз уезжая отсюда с горечью в душе и с большой надеждой, что, наконец-то, обратят внимание на это забытое селение, в котором чудом сохранились самые настоящие исторические и архитектурные драгоценности.

Наверное, нужен небольшой экскурс в прошлое.
Село Антонины расположено в живописном уголке Хмельницкой области Украины. Когда-то эти земли входили в состав Великого Княжества Литовского и принадлежали богатейшему и известнейшему роду Острожских. В 1569 Польша объединилась с ВКЛ и образовалась Речь Посполита, которая в 1795 году была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Наши  Антонины переходили по наследству из рук в руки,  -  хозяева менялись, но каждый из них пытался улучшить своё имение. Последними владельцами Антонин были поляки с  известной вам, по моим рассказам, фамилией - Потоцкие, герба Пилява.
Юзеф  граф Потоцкий (1862 Львов - 1922) Józef Mikołaj Ksawery hrabia Potocki herby Pilawa (Srebrna) - граф, помещик, сахарозаводчик, фермер, конезаводчик, вице-президент Киевского с/х общества, депутат Государственной думы, библиофил, путешественник, писатель и член многих Научных обществ.
Его женой была Елена Прекрасная. Это я так её назвала, глядя на  замечательную портретную фотографию графини  Гелены Потоцкой, урожденной Радзивилл (1874-1958).


Когда Юзеф Потоцкий стал хозяином Антонин, он сразу же  начал перестройку дворца и постройку "подсобных" помещений имения, которое должно было стать его летней резиденцией. Для этого был приглашен французский архитектор Франсуа Арвеф, а когда его не стало, имением занялись  известные австрийские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Хельмер. Я уже упоминала о них, рассказывая об оперных театрах в Одессе, Черновцах и казино во Львове, а еще они проектировали театры в Вене, Будапеште, Праге и пр. Предполагаю, что знаменитых архитекторов привлекли в сельскую местность не только большие деньги, но и личность хозяина, который хотел сделать в глубинке Украины оазис с уровнем западно-европейской культуры. И это ему удалось!
Как же  прекрасна ажурная ограда  с не менее прекрасными въездными воротами, которые по сей день венчают декоративные вазы с семиконечным гербом Потоцких и гербом "Погоня" Сангушков.(Это хорошо видно на заглавной фотографии). Металлические части ограды были изготовлены в Варшаве.


Впервые увидев эту ограду во всей её монументальной красоте, я диву давалась - как могла она так хорошо сохраниться? Войны, революции, бунты селян, грабёж графского имущества, не говоря уже о природных катаклизмах - всё это повидали они на своем веку, Но ворота с оградой  не взорвали, не расстреляли и даже никто не осмелился  сдать  их на металлолом


Но  дворцу абсолютно не повезло. В августе 1919 года он начал гореть. Сперва задымили подвалы, но почему-то никто не начал гасить пламя. Хозяева в это время были за границей. Здесь для меня очень много неясного. Ведь у Потоцкого был очень большой штат обслуги его имения, начиная с администраторов и заканчивая шоферами и пчеловодами. Все они жили в прекрасных домиках, которые мы с вами позже увидим. Почему же не удалось спасти дворец, который, про воспоминаниям очевидцев, горел трое суток? По одной версии дворец подожгли большевики, по другой - петлюровцы атамана Биденко, которые нашли во дворце большие запасы спирта и беспробудно пьянствовали два месяца.


Интерьеры дворца остались на фотографиях. Конечно, здесь все было шикарно. Юзеф Потоцкий был не только большим оригиналом, он еще и был очень талантливым хозяйственником. Имея 45 тысяч гектаров земли, так умело ими распорядился, что в начале Первой Мировой войны его прибыль составляла около 1 млн рублей. Вот почему его летнюю резиденцию украшали картины и скульптуры знаменитых художников, огромная коллекция фарфровых изделий и библиотека, которая насчитывала свыше 20 тысяч книг.


А еще дворцовые комнаты украшали чучела и шкуры животных, которые были привезены Потоцким из Индии, Цейлона, Африки, куда он регулярно ездил на охоту. Кстати, его другом был Владислав Городецкий, о котором я много вам рассказывала и даже размещала в одном из постов фотографию дворца в Антонинах.
Фото ОТСЮДА.



И всё это горело.


Пишут также, что наиболее ценные вещи удалось спасти и вывезти позже в Варшаву. Но их ожидала та же участь, В 1944 году, во время Варшавского восстания почти всё пропало. Лишь в Вавельском замке в Кракове красуется, чудом уцелевший, мраморный бюст Яна Третьего Собесского, который когда-то Юзеф Потоцкий с гордостью демонстрировал своим гостям.
Фото из "Собрания Вавельского королевского замка".


Акварель польского художника Юлиуша Коссака (1871год). На ней изображены князь Роман Сангушко и его арабский племенной табун. До 1919 года эта работа находилась здесь, во дворце. Её  удалось  спасти и вывезти в Варшавский дворец Потоцких, но она также сгорела. Фотография из архива музея-замка в Ланцуте.

А что же стало с дворцом? Ведь что-то должно было остаться. Хотя бы обгоревшие стены. Но не осталось ничего...
Сейчас на месте бывшего дворца - огромное ровное поле, где, как я поняла, периодически играют в футбол, а ежедневно пасутся местные козы.


Площадь огромна. Входные ворота слева. Напротив них видны также подобные ворота. Там был, очевидно, выезд из имения. А длинное здание с дугообразными окнами - это бывший манеж. Сейчас там очень приличный спортзал. А за бывшим манежем - длинный ряд одноэтажных зданий - бывшие конюшни.

Еще одним из увлечений Юзефа Потоцкого были лошади. Его деду князю Евстафию Сангушко принадлежал первый в Речи Посполитой крупнейший конный завод, который занимался чистокровными арабскими скакунами.


Основой племенного разведения этой породы в Европе стали лошади, которые он привозил из экспедиций в Аравию и Сирию.
Картина Юлиуша Коссака "Евстафий Эразм Сангушко на арабском скакуне"


Потоцкие продолжили эту славную традицию. Содержались лошади в таких  прекрасных конюшнях, что они и по сей день радуют глаз. Честно говоря. увидев эти здания впервые, я решила, что это и есть бывший дворец Потоцких.


Тогда, в 1919 году, когда грабили всё. что можно было разграбить, не пощадили даже лошадей. Вот что писала очевидица происшедшего, впоследствии польская писательница, Зофия Коссак-Щуцкая: "Забрали матерей от лошадок, маленьких, беззащитных. Несколько старших побежали за матерями вслед. Жалостное ржание разносилось по полям, будто бы сиротливый детский плач. младших солдаты убивали на площади, чтобы в дороге не мешали. Плач-ржание  матерей разрывал сердца..." (Zofia Kossak-Szczucka:" Pożoga")


То есть, от  имения Потоцких в более-менее нормальном состоянии остались: бывшие конюшни, манеж и ограда.


Узнаете? Но только башню с часами убрали и окна поменяли. Как видим, еще у Потоцкого, кроме скакунов было огромное количество породистых собак. Имелась псарня, до которой я не добралась. Возможно, что она тоже уцелела, если была построена также качественно, как и конюшни.


Антонины времен Потоцких привлекали к себе множество гостей, в том числе и из-за границы. Особенно много народа, причем, как правило, голубых кровей, съезжались осенью. Начиная с 1884 года Юзеф Потоцкий рассылал приглашения на, так называемую, парфосную охоту. Именно для этого он и содержал табун чистокровных лошадей и множество охотничьих собак.  Охота par fors  тогда только-только вошла в моду, и, конечно же, наш хозяин, имея необозримые просторы, дубравные леса и страсть к охоте не мог пройти мимо . Парфосная охота была известна очень давно, - гнали зверя собаками до изнеможения, а затем убивали. В начале 19 века в Англии парфосную охоту немного видоизменили. Зверя не убивали. Высшим шиком считалось вырвать на полном скаку у несчастной, загнанной собаками лисы, или зайца, клок шерсти. Думаю, что именно так и поступали гости Потоцкого.

Фотография 1911 года.


Антонины окружали сказочно красивые леса. Там, в вековой дубраве, специально для парфосной охоты, Потоцкий и организовал  специальный заказник, который назвал "Пилявин". Иногда там была охота и посерьезнее - запускали в заказник свирепого вепря. Тут уже клоком шерсти не обходилось.


Был еще в Антонинах на берегу речки Икопоть прекрасный парк. Он занимал площадь в 22 га. Мне в это сейчас не очень верится, но пишут, что его ботаническая коллекция в первой половине 19 века насчитывала около 3500 наименований. В 1852 году в Киеве был даже выпущен каталог на польском языке " Список растений садового участка в Антонинах под Острогом в Волынской губернии". Чего только не было в том парке:каналы, мостики, специальные дорожки для прогулок, фонтан с дубовым паркетом (!), бесчисленные клумбы с цветами, фазанник, страусарник и много еще чего интересного .Думаю. что не стоит говорить, что из всего того, что было в каталоге осталось несколько самых жизненностойких деревьев,но всё равно - парк прекрасен.
Выйдем же за ограду, которая окружает бывшие конюшни, манеж и огромное поле - бывшее дворцовое попелище.










А еще в этом бывшем прекрасном парке чудом уцелела скульптура, которая сделана по заказу Юзефа Потоцкого. Живого львёнка вы уже видели на фотографии. История его появления в Антонинах очень трогательная. Охотясь в Судане, Потоцкий убил львицу. Рассматривая свой трофей, он обнаружил маленького львёнка, который теперь осиротел. Конечно же, граф не мог его оставить на произвол судьбы и привез в Антонины. Какова его дальнейшая судьба - не известно. Но скульптура жива до сих пор и является сейчас брендом Антонин.


Как всегда - хотела уложиться в один пост, но не получилось. Не все оригинальности Потоцкого я вам показала. Остались еще не охваченными его сказочные домики. Именно ради них я и начинала свой рассказ, но так что-то увлеклась, что даже про моё посещение музея Потоцких забыла.
Продолжу, даже если опять кто-то скажет, что  ничего оригинального в этих Антонинах нет.

Все черно-белые фотографии перефотографированы из "ANTONINY" Kazimir Laskowski.
Внимательно читала: "Антоніни: погляд крізь віки" В.Й.Вихованець.
Tags: Антонины, Волынь, Подолье, Потоцкие, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments