zalgalina (zalgalina) wrote,
zalgalina
zalgalina

Categories:

Наполеон Орда. Часть вторая.



Начало ЗДЕСЬ.
Продолжаем экскурсию по единственому в мире беларускому  музею Наполеона Орды, имя которого долгое время оказалось забытым не только в Украине, но и в   Беларуси и Польше. где он родился и провел почти всю свою сознательную жизнь ,
Думаю, что если вы даже и не прочитали первую часть моего рассказа, то по заглавной фотографии с её многочисленными рисунками, развешанными по стенам музея, можно догадаться, что продолжение моей попытки жизнеописания Наполеона Орды будет посвящено его путешествиям и живописно-графическим работам.

Приехав из Парижа, где Наполеон Орда в течение 23 лет находился в вынужденной эмиграции, он  пытается начать жить жизнью фермера. Его осбственное имение Красный Двор было конфисковано за  участие в Листопадовом восстании 1830-31 г.г. Правда, была получена компенсация в размере 6970 рб 50 коп серебром. Этого оказалось достаточно. чтобы взять в аренду собственный дом. Но фермерство не удалось. Пришлось переехать  в Гродно и жить у родственников, Но, очевидно, не найдя занятия по душе и по призванию, едет на Волынь, которая теперь принадлежала Российской империи, и где несколько лет  бывший вынужденный эмигрант живет то у генерала Ржевуского в качестве домашнего учителя музыки, то у своей сестры Жозефины.
Напомню, что в конце 18 века Польша, как государство, исчезло со всех карт мира, так как была поделена между Австрией. Пруссией и Россией. Несмотря на то. что  Листопадовое восстание 1830-31 г.г. было жестоко подавлено, в январе 1863 года начался новый. вооруженный подъем борьбы поляков за возвращение своей независимости. Мог ли Наполеон Орда остаться в стороне, отсиживаясь у родствеников? Прямых сведений о том. что он участвовал в восстании нет, но согласитесь - бывший повстанец не мог остаться безучастным к борьбе за свободу родного края. В марте 1866 года при обыске в его доме нашли пороховницу с порохом и запрещенную литературу. Этого оказалось достаточным. чтобы арестовать  и посадить в Кобринскую тюрьму. Следствие тянулось около года и по решению военно-полевого суда его должны были вылать в места "столь отдалённые". Но только благодаря вмешательству посла Франции в России, дело было пересмотрено и Наполеона Орду освободили.
А итог Январского восстания был трагичным: десятки тысяч погибших. тысячи казненных,ссылка участников восстания в Сибирь и конфискация их имущества. Конечно же, польские живописцы не могли не откликнуться на эту трагедию. Об Артуре Гротгере (1837-1867) я вам когда-то рассказывала. он был авторов двух  сильнейших циклов на тему Январского восстания "Полония"(1863) и "Литуания". Вот одна из картин цикла "Полония". ОТСЮДА.


Не менее силён цикл "Сибирь", любимого и уважаемого мной польского художника Яцека Мальчевского . Основной темой этого цикла была горечь поражения и тоска о прежней жизни ссыльных поляков.
ОТСЮДА.


Наполеон Орда решает по другому передать свою непреходящую боль,  любовь и страдание об униженной Родине. У него родилась идея  запечатлеть, оставить в человеческой памяти  все то, что он увидит, путешествуя по родному краю: ландшафтную архитектуру., древние оборонные замки, башни, крепости, заброшенные могилы, исторические города, городки и сёла, резиденции польско-литовской шляхты, бедные хаты под соломенными крышами, сакральное зодчество: костёлы. церкви, монастыри, синагоги и всю ту красоту лесов,  полей, степей, раскинувшихся под бескрайним небом, которое давало ему ощущение свободы. Прекрасно понимая, что всё, что создано человеческими руками неизбежно канет в Лету, он решил остановить Время. И он его остановил своим трудолюбием, талантом и простой кистью. Кистью художника.

У Наполеона Орды начинается новый этап жизни.
В музее есть интереснейший экспонат - старинный сундук, который чудом уцелел из разоренного и сожженного имения семейства Орды в Красном Дворе. Я почти что уверена, что именно с ним седой, 60-летний бывший дворянин ( Наполеон Орда был лишен дворянского звания за участие в Листопадовом восстании 1830-31г.г.) начал путешествовать по безбрежным просторам земли, которую считал своей Родиной.
Но это не были простые путешествия. В  сундуке хранились альбомы, мольберт, карандаши, акварельные краски и всё прочее, что необходимо художнику для рисования. Было бы интересно прочертить на карте маршрут, по которому проезжал и проходил пешком этот неутомимый человек.


Начал Наполеон Орда свои путешествия с Волыни - исторической области на северо-западе Украины. Именно с того района , который мне хорошо известен, так как я  объездила многие места, где проезжал и останавливался Наполеон Орда, делая свои зарисовки. Поверьте, это было чрезвычайно увлекательное занятие - увидеть интересный исторический объект и сравнить его с рисунком, который был выполнен неутомимым путешественником и художником почти 200 лет назад. Ровно, Дубно, Луцк, Берестечко, Острог, Славута, Кривин, Корец, Межиричи, Млынив, Самчики, Изяслав ,Антонины, Новомалин, Вишневец - это лишь перечень тех городов, городков и сел, где я  видела то, что  изображал на своих рисунках Наполеон Орда.( О некоторых из них я уже писала, остальные же - в моём плане, который надеюсь всё-таки когда-то выполнить.)
Путешествовал Наполеон Орда по Волыни в 1862-1877 г.г.
Давайте же посмотрим его некоторые рисунки и сравним их с современностью.
Наполеон Орда не только зарисовывал интересные объекты. Каждый из них сопровождался небольшим историческим описанием. Например, - это рисунок усыпальницы князя Александра Дмитриевича Пронского, который умер в 1533 году в Берестечке на Волыни. Об этой загадочной истории я  писала. При желании можете заглянуть СЮДА.

А вот какой я увидела эту загадочную могилу три года назад.


В Волынском историческом музее хранится еще один рисунок Наполеона Орды, который был нарисовал на окраине Берестечка, Там изображена часовенка "Святая Текля", которая была поставлена на могиле трёхсот девушек-пленниц, убитых татарами, когда они убегали от казаков, чтобы сделать из несчастных пленниц живую дамбу через болотистую речку Стыр. К сожалению,  этот рисунок Орды в Сети я не нашла. А вот фотографию часовенки. которая была давным-давно разрушена,. а затем воссоздана по рисунку Наполеона Орды, сделала. То есть коллекция его рисунков оказалась бесценной не только для историков. краеведов, просто любителей своего края, но и для реставраторов, археологов, строителей.


А посмотрите, как замечательно изобразил Наполеон Орда древнейший Острог, которому уже исполнилось почти 1200 лет! Мне Острог очень хорошо знаком, так как я живу в 12 км от этого исторического города - бывшей резиденции некоронованных королей речи Посполитой - князей Острожских.



Мне, например, очень интересно сравнить рисунок  Орды с работой современногог художника, чтобы  увидеть какие же изменения произшли с того момента, когда художник рисовал с натуры вид на Острожский замок. Богоявленский собор, который стоял на горе  в руинах, восстановлен. Замок Острожских почти не претерпел никаких изменений - сейчас там находится  исторический музей. Не изменилась и Сторожевая башня.



Всё те же зубцы на ней, всё те же бойницы и те же тяжеленные контрфорсы. Конечно же, отреставрированные, не без помощи рисунков нашего Орды. Вот только никаких захватчиков теперь не пугает её грозный вид.
Об Остроге я писала ЗДЕСЬ.

Хочу показать вам еще один острожский рисунок Наполеона Орды. Это руины монастыря иезуитов, который, к сожалению, начисто стерт с лица земли. Не осталось, как говорится, ни камня на камне. Монастырь был построен на средства Анны-Алоизы Ходкевич, дочери Александра Острожского и жены героя Хотинской битвы. Разве этот рисунок, выполненный с натуры не ценнейший документ, который оставил нам неутомимый путешественник и художник, проехавший, прошедший пешком и проплывший на лодках сотни километров, чтобы не дать кануть в Лету подобным архитектурным творениям, приговоренным временем и людьми к разрушению и к Смерти.


После Волыни Наполеон Орда предпринял путешествие по Подолии - также историческо-географическая область современной  Украины. Не знаю, была ли в руках у него эта карта Подолья, выполненная в 1664 году известным французским путешественником и географом Бопланом, но диву можног даваться, сколько же здесь было объезжено старинных крепостей, замков и резиденций польского дворянства.

Возьмем только юго-западную часть Винницкой области. Многоуважаемый posterrr предпринял огромный труд. Он пометил на своей карте все места, посещенные Наполеоном Ордой и разместил в своем замечательном посте все рисунки. сделанные в этих населенных пунктах.




То же самое он сделал и с югом Винницкой области. А ведь в Подольский регион входили еще Хмельницкая, Тернопольская, а также часть Житомирской области. И ни одну из этих областей, вернее,  тогдащних губерний, не миновал неутомимый и трудолюбивыйц художник - Наполеон Орда. Он посетил также  Галицию,  Киев и  Киевскую область, Благодаря его рисункам реконструировались Золотые Ворота и  Андреевская церковь в Киеве, костел в Белой Церкви, Олесский замок, Подгородецкий замок, входящие в Золотое кольцо Львовской области.



Интересно, как происходил процесс рисования с натуры? Очевидно, выбиралось красивое пейзажное место, где обязательно должны были быть видны какие-либо строения: дома, мосты, мостики, верхушки церквей, мельницы и т.д..

Моя любимая Буша. Подолье.Ямпольский район. Винницкая область.

Если же это было частное владение, то нужно было получить разрешение хозяев. Но всегда было условие. что рисунок будет собственностью художника. Очевидно, для заинтересованных лиц делались копии рисунка - ведь нужно было как-то зарабатывать на пропитание, на бумагу, на краски, да и на проезд тоже.

Шпиков. Тульчинскимй район. Винницкая область. Дворец Свейковских.



На сегодня сохранилась только эти въездные ворота в бывший дворец. Эх...
Фото ОТСЮДА.

Если это были руины крепости или замка, то разрешения, очевидно, спрашивать было не у кого, - но как же тщательно зарисовывались эти руины. Не сомневаюсь, что  предварительно уже было известно, какие исторические события, какие войны, какие катаклизмы происходили в этих местах.
Руины крепости. Жванец. Какмсенец-Подольскмий район. Хмельницкая область.1876 год.

Иногда Наполеон Орда зарисовывал промышленные объекты.
Это изображение  суконной фабрики в Славуте, Хмельницкой области. Я часто бываю в этом городке, который находится в 20 км от моего Нетишина. Конечно же, суконной фабрики давным-давно нет и в помине...А когда-то Славута была  промышленным городом, обеспечивающим работой  его жителей,  и большим доходом "эксплуататоров" - князей Сангушко...


Мной перечислены только некоторые места, которые относятся к современной  Украине. Основная же художественно-подвижнецкая  деятельность Наполеона Орды была посвящена, конечно же,  Беларуси и Польше.

Для каждой губернии была своя папка, где сестра Наполеона Орды - Гортензия  бережно сохраняла все рисунки. Сперва эти рисунки печатались в периодических изданиях Варшавы под специальной рубрикой "Из папки Наполеона Орды". Эти рисунки пользовались большой популярностью среди читателей ,
Вскоре, когда появилась возможность делать печатные оттиски, художник решил выпускать отдельные альбомы с литографиями.
Подбирая материал для этого поста я узнала, что альбомы с литографиями Орды хранятся в Варшаве и в Кракове, На Украине они есть в архивах и музеях Киева,  Луцка и Львова. Но, как я уже говорила - "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей". Узнав из Интернетовских источников, что Наполеон Орда отсылал свои альбомы с литографиями в Харьков, я обратилась к своей очень хорошей приятельнице, которая работает в библиотечных фондах  Харьковского национального университета имени Н.Каразина. И вот - удача! Моя любимая Ирина обнаружила раритетный альбом с литографиями Наполеона Орды! К сожалению, год издания узнать не удалось.



Все литографии в прекрасном состоянии. Надеюсь, что в ближайшее время уважаемая Ирина опубликует сообщение об этой уникальной находке.





В 1873 году в Варшаве вышла первая серия "Альбом исторических краевидов Польши".
На обложке - родное имение ВОРОЦЕВИЧИ. Литографии с рисунков Наполеона Орды были изготовлены Алоизием Мисуровичем на Варшавском литографическом производстве Максимилиана Фаянса..
Последующие  фотографии альбома, портрета и литографий ОТСЮДА.



Под названием ВОРОЦЕВИЧИ замечательная фраза, в которой вся боль автора об утраченной малой Родине: "Собственность рода Орда в течение 300 лет до 1831 года - незабываемая и дорогая автору". (1831 год - год польского восстания и конфискации имения в Вороцевичах).


В альбоме -  портрет автора, издавшего первый альбом за свой счет. Альбомы пользовались большим успехом, На вырученные деньги Наполеон Орда выпускал следующие альбомы. Всего было издано 8 альбомов, в которых было 260 литографий с его рисунков. В плане было издать всё, что было создано - более 1000 рисунков и акварелей.
Все изданные 8 альбомов с 260 литографиями вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.


Помещаю несколько замечательных литографий из этого альбома, которые можно расматривать часами. Поражает, как скрупулёзно и мастерски отмечал на своих рисунках все малейшие детали и особенности местности Наполеон Орда. Очень удачно, что на многих его картинах изображаются фигурки людей. Это даёт возможность представить нам  общий масштаб этой, действительно, живой картины.

Вид Варшавы 19-го века.


Ланьцут - известнейший замок, последними владельцами которого были богатейшие магнаты Потоцкие.
 Конечно же, необходимо отметить также и мастерство литогравера Алоизия Мисуровича, который так точно и кропотливо  переносил изображение на отшлифованный камень.



Пржемышль.



Севеж. Замок краковских епископов.



И то, что от этого замка сейчас осталось. Но, похоже, что реставрируют. И ,наверное, мысленно благодарят Наполеона Орду....
Фото ОТСЮДА.


Кроме путешествий и рисования, Наполеон Орда до старости вел активную общественную жизнь. Он был дним из основателей Минского музыкального товарищества. Был членом общества любителей искусства. Создал на свои срелства стипендиальный фонд для беднх учеников Пинской школы.
На этой замечательной фотографии из музея вы видите его в кругу художников, музыкантов, журналистов, которые собрались в Варшавской  редакции журнала "KLOSY",  на встречу с чешским писателем Эдвардом Желинским.

Надеюсь, что вы узнаете нашего героя. Фотография 1879 года.


К сожалению, личная жизнь Наполеона Орды сложилась не очень удачно. Если вы помните, в Париже он женился на  француженке Елене Багле.   В 1844 году у них родился сын Витольд. Но когда он возвращался из эмиграции на Родину, его семья осталась во Франции, не захотела менять Париж на мрачное Полесье. Хотя, кто теперь знает, какие были тому причины. В 1870 году Витольд  перезжает на родину отца, женится на польке. В 1883 году у него и жены Леонтины родился сын Эдуард, т.е. родной внук Наполеона Орды. Но не пришлось ему радоваться  и забавляться с внуком. Маленький Эдуард дожил только до трех лет.  В том же, 1886 году умерла и его мать. Было ей всего 25 лет. Поэтому  у Наполеона Орды и не осталось прямых наследников. Он, конечно. не был одинок. Его четыре сестры дожили до глубокой старости, У него была куча племянников, потом - внучатых племянников и род Орды-Скирмунтов продолжается до сих пор. В Музей Вороцевичей приезжали его дальние родственники и даже подарили несколько ценных экспонатов и фотографий.
Наступил 1880 год. Наполеону Орде уже 73 года. Он известная личность в общественных, художественных и музыкальных кругах. Казалось бы, что еще нужно для почтенной старости? Но начинаются новые испытания - его обвиняют... в шпионаже (!)..
В музее есть очень интересный документ "Дело стола канцелярии Минского губернатора "О лишенном прав дворянства Наполеона Орды, занимающемся черчением планов городов, отправляемых за границу." В деле имеется донесение начальника жандармского отдела о том, Наполеон Орда ведет замкнутый образ жизни и все время занимается рисованием чертежей, которые отправляет в Англию и Германию и получает за это большие деньги. И - пошло поехало....



Так как Наполеон Орда в это время жил в Пинске, то пинский уездный исправник получает предписание разузнать подробности об образе жизни лишенного дворянства Наполеона Орды, расспросить его, что это за чертежи, и куда он их отправляет, Затем произвести тщательный  обыск в его квартире, всё недозвлленное отправить губернатору и учредить за Наполеоном Ордой самый строгий полицейский надзор.
Рапорт Пинского исправника прячу под спойлер. Понимаю, что я вас уже утомила своими рассказами, но прочитайте обязательно!
[Spoiler (click to open)]
Исполняя предписание Вашего Превосходительства от 29 марта за № 93, я отправлялся в квартиру мещанина Наполеона Орды, занимаемую в г. Пинске в доме помещицы Скирмунтовой /родственницы его/, и из разговоров с ним мог узнать, что он во время восстания в 1831 году выбыл из России во Францию, где был в рядах тамошних войск и вследствие дарованной в 1856 г. Высочайшей милости возвратился в Россию, оставив во Франции свое семейство, которое в настоящее время находится за границей, по возвращении в Россию по недоказанности прав дворянства причислен в мещане г. Гродно, и как не имел при старости лет никаких определенных занятий, избрал себе способ доставления средств к жизни чрез посредство снятия чертежей некоторых замечательных [4 об.] по древности разного рода замков, городов и помещичьих имений в губерниях: Минской, Ковенской, Волынской и Гродненской и части Царства Польского, снятые чертежи отсылает в литографию Фаянсова в Варшаву для отпечатки, и полученные в готовом виде альбомы продает в Харькове, Варшаве и за границей чрез своих знакомых, с получением за это действительно немалого вознаграждения за труд свой, но таких планов, которые бы указывали пути сообщения или виды крепостей, как заметно из разговоров его и самых лежащих в квартире его чертежей, он не снимает, утверждал это Орда тем, что подобных снимков могут не принять к отпечатанию. Но чтобы более доставить Вашему Превосходительству возможность убедиться в отношения занятия Орды черчением, я счел нужным представить Вам при сем два рисунка Пинского уезда б. костела в имении Городище, ныне принадлежащаго Г. Де-Лагарди, и имения Дубой помещика Курженецкаго, отстоящаго от г. Пинска в 20 верстах по тракту на Брест, и судя по этим чертежам, я по своему мнению не счел возможным сделать у него обыск, впредь до получения от Вашего Превосходительства на настоящее мое представление разрешения, тем более что как я мог заметить, что все подобные снимки у Орды находятся в местах, совершенно [5] открытых для каждаго, как-то: на столах, в шкапу и в ящиках, и довольно в значительном количестве, следовательно, и не могут быть скрыты. Наконец Орда при разговорах со мною высказался, что 17 сего Апреля он намерен отправиться в Варшаву и в Царство Польское на все лето для снятия чертежей с замечательных древних местностей, а поэтому покорнейше прошу Ваше Превосходительство, если признаете нужным, производить обыска в квартире Орды, то не откажите распоряжением первой почтой или по телеграмме.
Национальный исторический архив Беларуси

Очевидно, что подобные проверки не добавила здоровья "мещанину, лишенному дворянства"....
5 мая 1883 года в Варшавском иллюстрированном еженедельнике появляется некролог по поводу смерти Н.Орды.


Умер Наполеон Орда в Варшаве,  похоронили его, согласно завещанию, в городе Янове ( теперь это Иванов) в фамильном склепе.
А дальше будет очень грустно. Если бы не эта женщина, Мария Николаевна Курилович, которая занималась поиском наследия Наполеона Орды еще в те времена, когда его имя было напрочь забыто, то никто бы никогда не узнал, где покоится прах великого человека, который так много сделал для своего Отечества.


Именно благодаря её неутомимым поискам по архивам, расспросам старожителей, хождения по всевозможным инстанциям, переписке и поискам родственников Наполеона Орды, стали известны многие факты из его жизни, а также место нахождения фамильного склепа рода Орды. И от которого чудом уцелела часть поврежденного надгробия , которое теперь находится в Пинском историческом музее.



Куда делись прочие надмогильные плиты и склепы католического кладбища - неизвестно. Возможно они пошли для строительства фундамента школы, которую построили в 1980 году на месте перепаханного и сравненного с землей кладбища. Правда, на месте, где была найдена надмогильная плита поставили памятный знак. Но  обойдя всю большую ивановскую площадь, я этот знак, увы, - не нашла...


Но для того, чтобы жители Иванова всегда помнили, что здесь окончил свой жизненный путь большой  человек, настоящий патриот своего Отечества, который силой своего таланта попытался остановить Время, чтобы  оставить память о славном прошлом своей земли, недалеко от центральной площади в 1997 году был установлен, на мой взгляд, замечательный памятник, выполненный скульптором Игорем Голубевым.


Где-то  читала, что на месте  захоронения Наполеона Орды до сих пор растет старая шелковица. Но это, очевидно, из разряда легенд. Наверное, есть какая-то закономерность в том, что могилы великих людей, как правило неизвестны, Вольфганг Амадей Моцарт, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Николай Вавилов...Эти люди уходят в Вечность, оставив нам нечто большее, чем свой прах -  то что им было даровано с Небес, - свой Талант., воплощенный в музыку, в поэзию, в научные открытия, в живопись...
Вечная им ПАМЯТЬ...
Моя искренняя благодарность и признательность моим друзьям-беларусам, которые осуществили мою давнюю мечту, побывать в Вороцевичах.
И Ларисе Георгиевне Дричиц, которая так увлекательно и с такой любовью рассказывала о герое моего поста, что я просто не могла не выполнить своего обещания - рассказать о музее в Вороцевичах и об Наполеоне Орде, имя которого должно быть хорошо известно не только в Польше и в Беларуси, но и в Украине. И хотя  давно уже нет тропинок, исхоженных этим удивительным и неутомимым человеком, осталась широкая дорога - от его прошлого к нашему настоящему. И она никогда не должна зарасти травой забвения.
Tags: Беларусь, Музеи, Наполеон Орда, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments