?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Ах, как же мне понравился этот Ангел! Он сидел на самом краешке алтарной колонны почти под самым сводом церкви. Его глаза были  прикрыты. Чувствовалось, что он весь внутри себя. Пальцы на его изящных ручках, отбитые временем, жили, - он пытался ими дирижировать той музыкой, которую мне не дано было услышать.
У него был соглядатель. И эта фигура, стоящая сзади Ангела, усиливала ту очередную загадку, которую оставил нам Мастер.

Начало 1. ЗДЕСЬ, 2.ЗДЕСЬ и 3.ЗДЕСЬ.

Слева, на краю другой алтарной колонны, сидел еще один Ангел. Он был так же прекрасен и не был в тени, - его можно было рассмотреть получше. Глядя на это нежное ангельское лицо, на изящно-женственный изгиб его тела, на крыло, которое повторяло движение  руки, мне всё время казалось, что вот-вот, и я услышу эту небесную музыку.
За Ангелом, в лучах источника света, который представлял из себя витраж, парили в воздухе пухленькие путти.



А сверху, за всем этим сиянием, облаками, путти, Ангелами и всеми нами, наблюдал Главный Дирижер и Создатель Мира сего видимого и невидимого...




Борис Возницкий - самый большой авторитет и исследователь творчества Иоанна Георга Пинзеля, назвал Покровскую церковь в Бучаче  экспериментальной мастерской Мастера. Он писал, что во второй половине 1740-х годов  Пинзель выполнил по заказу Потоцкого два боковые алтаря, амвон и рельефы на антипендиях, т.е. атрибутах главного  церковного алтаря.
Их мы и рассмотрим.
Но сперва полюбуемся общим видом внутренного церковного убранства.
Как  видим, церковь очень небольшая, но чрезвычайно уютная.  Икон практически нет, но достаточное количество скульптур. Вместо иконостаса - невысокая перегородка с красивыми резными Царскими вратами. Обращаем внимание на правый и левый рельефы - так называемые, диаконские ворота. Это копии работ Пинзеля. А оригиналы находятся на боковых стенках за перегородкой. Их немного видно.


DSC_2008a

Диаконские ворота "Благая весть" и "Ангел хранитель" были выполнены  Иоанном Георгом Пинзелем. Совсем недавно они демонстрировались в Лувре. И вы их сейчас видите. Эксклюзив!!!
После последнего ремонта церкви рельефы были забраны в Тернопольский областной художественный музей. И не только они!  На возмущения местных жителей отреагировал Виктор Ющенко, и по его устному распоряжению рельефы вернули в церковь.
Читала, что когда встал вопрос о показе их в Лувре, опять была небольшая "драчка". Но соглашение было достигнуто. И вот, побывав в Париже, рельефы вновь заняли своё место в Бучаче.
Даже не могу себе представить, во сколько миллионов сейчас оцениваются эти деревянные рельефы.


antiped

Пинзелем были выполнены боковые алтари.
Алтарь Св.Николая. Когда-то здесь стояли скульптуры, выполненные Пинзелем, - аллегории Мужества и Веры. Мы их не видим. Они находятся в Тернопольском художественном музее.


DSC_1978

А вот Ангелы Пинзеля остались. Но рассмотреть их как следует достаточно сложно.

DSC_1989

На противоположной стороне также алтарь, оформленный Пинзелем. Там стояли его скульптуры Св. Товии и неизвестной святой. Они также в Тернопольском музее.
Но Ангелы - Пинзеля.


DSC_1990

Оформление амвона, то есть места , откуда произносятся проповеди также принадлежит Пинзелю.
Наверху скульптура - Добрый пастырь. И очень интересный рельеф.


DSC_1986

Сперва, как его увидела - не смогла понять, что к чему. Ведь ничего божественного нет. Потом сообразила - изображен страшный волк и несчастные овечки, которые его очень бояться.
Мораль ясна: только добрый пастырь спасет любое овечье стадо от злых волков...


DSC_1983a

Ну и, наконец, - Главный алтарь. Он необычен и прекрасен.



Скульптуры Св.Иоанна, Св.Иоакима и Св.Анны были выполнены учениками Пинзеля. Скульптурам очень не повезло. Когда-то, уже в наше время, ожидался приезд в Бучач Папы Римского. И было решено скульптуры обновить - все их покрыли толстенным слоем белой масляной краски. Да так постарались, что теперь определить первозданный их вид, совершенно невозможно.
А Папа Римский так и не приехал...

DSC_2002

Св.Анна и Св.Николай.
Рядом со Св.Анной - очень ценная старинная икона.

IMG_2315a

Чудотворная икона "Покрова" . Она покрыта драгоценными ризами из листового серебра с уникальной резьбой и позолотой. Согласно преданию, её привёз Николай Василь Потоцкий из Молдавии.
Был такой монах-доминиканец Баронч Садок . Его еще звали "вечным революционером", так как он, ведя монашеско-аскетичный образ жизни, постоянно выступал  против религиозного фанатизма. За что и просидел 40 лет безвыездно в монастыре в Подкамене.
И, пользуясь старинными манускриптами, написал множество монографий,  которые по сей день имеют большую ценность для историков и краеведов.
Из его монографии "Pamiatki Buczckie"1882 год: " Когда Австрия вела долгую войну с Наполеоном 1, власть забирала серебро и золото из церквей. Настала очередь церкви Св.Покровы. Тогдашний войт Чекановский хотел снять с иконы ризы, но когда поднял вверх руку, она у него задеревенела. То же самое случилось со второй рукой.Увидев это чудо, власть оставила намерение забрать икону".

IMG_2324

Фундатором церкви был всё тот же Николай Василь Потоцкий. У него был такой обычай. Во всех храмах, которые он строил, у входа помещал свой портрет. Висел портрет, конечно, и в этой церкви. Но, к сожалению, портрет сейчас находится в Тернопольском художественном музее, куда я еще не доехала.
Но портрет мы с вами посмотрим. Я его перефотографировала из книги Михаила Станкевича "Бучач та околиці".
Портрет выполнил в 1770 году монах Почаевской лавры Яков Головацкий.
Вот он - наш уважаемый магнат - Николай Василь Потоцкий. В бархатном кафтане, в белоснежной рубашке с золотыми полосками, и со всеми регалиями. На груди висит Золотой Королевский Крест, а слева можно разглядеть Мальтийский орден. В правой руке -  булава, а в левой - эфес сабли. И конечно же, щит с  крестом, атрибутом герба "Золотая Пилява". Типичный сарматский портрет - очень интересное явление в истории европейской живописи. Польская шляхта считала своё происхождение от легендарного племени сарматов. Об этом очень хорошо написала ele_n_a ЗДЕСЬ. Настоятельно рекомендую почитать. Очень интересно.


DSC_2428

Теперь расскажу немного о церкви.
Кто автор проекта, как я поняла, документально не известно. Одни историки считают, что это знаменитый Бернард Меретин (собор Св. Юра во Львове). Другие называют имя немецкого архитектора И.Шильцера. Как раз в эти годы он проектировал Крестовоздвиженчкую церковь василианского монастыря в Бучаче. Но доподлинно известно, что церковь была построена на месте старого деревянного храма по желанию и при спонсировании Николая Потоцкого, портрет которого мы только что с вами рассматривали.
Пишут, что церковь построена в стиле позднего барокко. Но я, как ни стараюсь, ничего в ней "барокканского" не вижу. Думаю, что искусствоведы меня поправят.


DSC_2011

Так выглядела Покровская церковь в1930-1939 гг.
Фото ОТСЮДА
.



Несмотря на то, что церковь обнесли каменной оградой, она неоднократно горела. Но то, что она была каменная, а не деревянная -  спасло драгоценные Пинзелевы скульптуры, которые в конце 20-го века были перевезены в Тернопольский художественный музей. Осталось, очевидно то, что невозможно было демонтировать. Например, - Ангелы, которые так мне приглянулись. А возможно, кто-то понял, что именно эти Ангелы, восседающие на самых вершинах колонн, и создают ту музыкальную и неповторимую атмосферу, которая царит в этом маленьком, но таком уютном и душевном храме.
Но были и трагические страницы. Во время Второй мировой войны, купол храма был поврежден. Но его восстановили, и церковь была действующей во всё время гитлеровской оккупации. Когда война окончилась,
пришли советы, и ангелы оказались свидетелями того , как сюда свезли останки 148 мужчин, женщин и детей, которых закопали в подвалах церкви. Ангелы молчали. Наверное, им пригрозили сжиганием. Но вряд ли они испугались. Просто они знали, что без них угаснет та Божественная музыка, которую вдохнул в них большой Мастер - Иоганн Георг Пинзель, хотя его уже давно не было на этом свете. И еще они знали, что тайное всегда становится явным.
В 1990 году, во время очередных ремонтных работ, подвалы раскопали и обнаружили уже тленные останки этих несчастных жертв. Их перезахоронили рядом с церковью, где воздвигли большой крест. Но кто они были - это еще одна тайна Покровской церкви.


DSC_2277

В следующий раз мы с вами расмотрим Ратушу, которую заказал наш, всеми сейчас забытый, благодетель - Николай Василь Потоцкий, содружеству  архитектра Бернарда Меретина со скульптором -  Иоаганном Георгом Пинзелем, ради которого я и посетила этот маленький, но такой гостеприимны и исторический Бучач, затерявшийся на теренах моей родной страны - Украины.
Не убегайте! Вам будут здесь рады.
Продолжение ЗДЕСЬ.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
evgenybe
Mar. 21st, 2015 03:52 pm (UTC)
Какое богатство красок, формы и... и истории.
zalgalina
Mar. 22nd, 2015 09:01 am (UTC)
И это ведь самый-самый Запад Украины.
И столько доброжелательности ко мне, русскоговорящей...
Спасибо,Женя!
(no subject) - evgenybe - Mar. 22nd, 2015 11:26 am (UTC) - Expand
fotovivo
Mar. 21st, 2015 04:18 pm (UTC)
Какой интересный рассказ, с любовью к архитектурным героям!
zalgalina
Mar. 22nd, 2015 09:03 am (UTC)
Бучач оказался на удивление интереснейшим городком.Потому и написать о нём неинтересно - просто невозможно.
Спасибо!
v_murza
Mar. 21st, 2015 06:01 pm (UTC)
Спасибо за прекрасный рассказ и эту красоту... просто не могу оторваться)))
Ссылка на сарматскую теорию не работает ("нет доступа").
zalgalina
Mar. 22nd, 2015 09:05 am (UTC)
Владимир!Про неоткрытие ссылки написала автору - думаю, что она сейчас разберется.Тот пост достойный Вашего внимания.
Приятно, что не могли оторваться.Вы, очевидно,не были в этих краях. Вот бы Вам там побывать...
Спасибо.
(no subject) - v_murza - Mar. 22nd, 2015 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Mar. 22nd, 2015 05:27 pm (UTC) - Expand
zuzlishka
Mar. 21st, 2015 06:11 pm (UTC)
Радостная церковь, какая-то детско радостная даже.
Спасибо
zalgalina
Mar. 22nd, 2015 09:07 am (UTC)
Что значит,Вы - писатель.Я вот не смогла подобрать такую точную формулировку ко своим впечатлениям от церкви.
Действительно - радостная.
Спасибо.
beloruska_id
Mar. 21st, 2015 10:37 pm (UTC)
Галина! Читаю, наслаждаюсь! Ангелы и, правда, очень музыкальные.
А у Потоцкого какая колоритная внешность, он узнаваем на всех картинах, что обычно редко бывает.
Галочка, простите за маленькое замечание. Там в подписи у Покровской церкви наверное, года 1930-1939? А то я долго думала, как может быть 1030 г.? Потом по ссылке щелкнула. ))
А Вы не выяснили, кто были эти люди, похороненные в подвалах церкви? Местные еврейские жители, расстрелянные немцами? Или я ошибаюсь?
zalgalina
Mar. 22nd, 2015 09:12 am (UTC)
Вам бы,Ирочка, в эту церковь. Вы бы сразу, с Вашим музыкальным талантом, по положению ангельских рук и тел, обязательно услышали бы эту музыкальную гармонию.
По поводу захоронений, конечно же, пыталась выяснить. Евреев среди останков быть не могло, хотя в Бучаче были расстреляны тысячи евреев. На те времена храм был греко-католический. Потому там бы их никак не захоронили.
Одни источники пишут, что это жертвы НКВД, другие тщательно обходят эту тему. Какая-то странная тайна. Главное - там было много детских останков.
Ирочка, спасибо за подсказку. Уже исправила.
ramaiana_dina
Mar. 22nd, 2015 12:20 pm (UTC)
Галя, прекрасный пост! Очень интересный. И очень светлый, солнечный и радостный. Говорят, что когда видишь ангела - на картинке, на открытке или где-либо в другом месте - это означает, что твой Ангел-хранитель посылает знак, что он рядом с тобой. У меня было такое ощущение все время, пока читала твой рассказ и пока смотрела на твои снимки. Замечательно!!! Спасибо!
ramaiana_dina
Mar. 22nd, 2015 12:21 pm (UTC)
Церковь замечательная, слава Богу, что она сохранилась и что до сих пор дарит радость людям.
zalgalina
Mar. 22nd, 2015 12:56 pm (UTC)
Знаешь,Дина, эта церковь практически всегда закрыта. Открывают только на время литургии по воскресеньям. Сама понимаешь - там такие ценности.У меня, конечно, было в плане туда зайти в воскресный день. Очень уж хотела увидеть этих ангелов, но надежд сфотографировать не было.И как раз в тот будний день и в тот час, что я приехала - было открыто,-там убирали после отпевания.
И всё у меня получилось. Не сомневаюсь, что это помогли ангелы, которые, конечно же знали, как я хочу их увидеть.
tangrusha
Mar. 22nd, 2015 12:33 pm (UTC)
Конечно, покраска деревянных скульптур масляной краской не есть хорошо.
С другой стороны, в интерьерах конкретно этой церкви выглядит это неплохо. Хорошо хоть ворота драгоценные не тронули. Ворота просто сказочные, они заслуживают показа в Лувре!
tsibirinka
Mar. 22nd, 2015 12:58 pm (UTC)
то же так показалось
(no subject) - zalgalina - Mar. 22nd, 2015 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tsibirinka - Mar. 22nd, 2015 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Mar. 22nd, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tsibirinka - Mar. 22nd, 2015 01:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tangrusha - Mar. 22nd, 2015 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Mar. 22nd, 2015 01:11 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 23rd, 2015 10:15 pm (UTC)
Бучач. Пинзель и Ангелы Покровской церкви.
Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Бучач. Пинзель и Ангелы Покровской церкви. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Бучач. Пинзель и Ангелы Покровской церкви. [...]
livejournal
Mar. 23rd, 2015 10:16 pm (UTC)
Бучач. Город загадочного Мастера.
Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Бучач. Город загадочного Мастера.» в контексте: [...] ий раз будем рассматривать работы Пинзеля в  храмах и читать их историю. Продолжение ЗДЕСЬ [...]
ktaara
Mar. 26th, 2015 01:32 pm (UTC)
Когда я в первый раз посещала замки Львовщины, пан Возницкий еще был жив... Помню, с каким восторгом рассказывали о нем гиды... И какой был шок, когда я узнала, что его не стало : (( Вроде бы уже почтенный возраст, но такая нелепая случайность.
Ох уж этот вечный спор между храмами и музеями! В Жовкве до сих пор обижаются на пана Возницкого, что он не вернул с реставрации "Битву под Веной", сотрудники музеев парируют, что бесценные памятники просто разрушаются в неблагоприятных для них условиях... Я не знаю, чью сторону принять, все слишком сложно в моральном плане.
Жалко, ссылка на "сарматский" пост ведет на страницу, к которой у меня закрыт доступ.
zalgalina
Mar. 31st, 2015 04:27 am (UTC)
Катя!Только позавчера лицезрела "Битву под Веной" в Олесском замке. Еще не разобралась - она ли была раньше в Жовкве.
Хотела еще в Жовкву съездить, но так похолодало, что пришлось из Львова срочно эвакуироваться, о чем, конечно, уже жалею.

Ссылка,действительно, автором закрыта по её личным соображениям.Доступ только друзьям.Я с ней говорила об этом. Жаль. Ценный материал, - Вам был бы интересен.
(no subject) - ktaara - Mar. 31st, 2015 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - zalgalina - Mar. 31st, 2015 06:43 am (UTC) - Expand
o_l_g_a_1_1
Mar. 27th, 2015 01:40 pm (UTC)
Галочка, наконец то я могу внимательно и не спеша рассмотреть Вашу запись на нормальном мониторе.
Рассматривая скульптуры в Храме Покрова, невольно сравнивала их с теми, что Вы показывали в монастыре кларисок. И снова утверждаюсь в мысли, как же явственно Пинзель наделяет свои произведения тем настроением и эмоциями, которые властвуют над ним в конкретный период.
было бы интересно узнать, какие из этих работ более ранние.
Вот здесь, в Покровском храме, ангелы и Святые - спокойные, благостные, нет в них внутреннего трагизма и излома. И даже складки одежд выглядят иначе.
Что же происходило в его жизни, когда он творил Святую Елизавету, или Иоакима? Теперь уж не узнать, увы.
Какой явный контраст между внешним обликом Покровской Церкви и ее внутренней красотой. И каким то неуловимым спокойствием, уютом, камерностью.
Думаю, это не последнее мое удивление исскуством великого мастера. Пойду прочту про ратушу :-) .
Спасибо!
zalgalina
Mar. 31st, 2015 04:42 am (UTC)
Олечка!Прошу прощения за запоздалый ответ. Только что приехала из Львова.Поехала искать новые следы Пинзеля и еще раз постоять перед Святыми Елизаветой и Иоакимом. И опять - всё тот же шок.
Да, Вы правы. В Покровской церкви всё гораздо спокойнее. Эти работы Пинзеля более ранние. А те, которые нас с Вами так поразили - это, действительно, вершина его творчества.
Видела еще спасённую Св.Анну из этой же "серии" в Олесском замке (ездила туда позавчера, 65 км от Львова).Слов не хватает...
А что произошло с Мастером - можем только домысливать.И что стало с его детьми? Ведь было два сына! Возможно, живы его потомки.И так странно, что этого не знает теперь никто.
livejournal
Mar. 15th, 2016 08:03 pm (UTC)
Бучач. Город загадочного Мастера.
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Бучач. Город загадочного Мастера.» в контексте: [...] ий раз будем рассматривать работы Пинзеля в  храмах и читать их историю. Продолжение ЗДЕСЬ [...]
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

Черновцы
zalgalina
zalgalina

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner